Банк Москвы, повысивший во время кризиса процентную ставку одного из кредитов, может явиться виновником потрясения в банковской системе. В случае, если спор между индивидуальным предпринимателем и банком сложится не в пользу последнего, кредитным организациям придется несладко – на них посыпятся иски от заемщиков, ставки по кредитам которых также были повышены во времена финансовой нестабильности в стране. Общая сумма таких компенсаций может достигать нескольких миллиардов рублей.
6 марта Высший арбитражный суд отправил на рассмотрение спор ИП Андрея Смирнова с Банком Москвы. В 2007 году предприниматель взял кредит в банке с процентной ставкой 14% в год, а в 2008 году Банк Москвы в одностороннем порядке повысил ставку до 24,5 процентов, что позволяли условия договора.
Поскольку кризис вызвал удорожание средств, которые были на тот момент в распоряжении банков, они компенсировали свои потери за счет повышения процента годовой ставки. Такое повышение предусматривалось лишь в тех случаях, когда банки заранее включали в кредитный договор пункт, в котором говорилось о возможном пересмотре процентной ставки.
Судьи, передавшие дело в арбитраж, пояснили, что на их взгляд процентная ставка должна повышаться в разумных пределах и действия кредитора не должны характеризовать его как человека недобросовестного. Однако степень добросовестности невозможно измерить цифрами. В российской практике нет примеров регулирования процентных ставок, тогда как в США утвержден их максимальный размер. В некоторых штатах с максимальных ставок взимается налог. Есть и другой подход – в Бразилии, Польше и Чехии устанавливаются пределы соотношения задолженности, текущих процентных выплат к доходам заемщика, за которые банки выходить не должны.
В конкретном случае Банк Москвы использовал возможность повышения процентной ставки, при этом, не пояснив, почему увеличение произошло конкретно на такую величину.
Если предприниматель Смирнов выиграет спор с банком, этот случай может явиться своеобразным прецедентом и в итоге могут пострадать банки, которые специализируются на кредитовании малого бизнеса. Хотя сами банкиры не верят, что суды может захлестнуть волна аналогичных исков.