Что из этого вышло, большинство знает из скандальных публикаций СМИ. Бюджетные миллионы, исправно вливавшиеся в курорты Северного Кавказа, успешно разворовывались руководством проекта и использовались для личного обогащения. Особого притока отдыхающих не наблюдается, несмотря на то, что проект реализуется уже третий год.
Согласно официальным данным, отдыхающих за сезон набирается менее 200 тысяч. Для сравнения, в Египте эта цифра приближается к 12 миллионам, а в Турции – к 32. Несмотря на революции и беспорядки, их популярность существенно не падает. К слову, безопасность на курортах Северного Кавказа продолжает оставаться проблемным вопросом.
Как работала госкорпорация «КСК»
Ахмед и его младший брат Магомед оригинально распорядились выделенными деньгами. К примеру, часть из них положили под проценты в подконтрольный банк, а для инвестирования «одалживали» у того же банка средства под 12,5%. На слуху и дорогостоящие поездки руководства «КСК», которые обошлись бюджету в миллионы.
Теперь старший Билалов эмигрировал в Лондон, и часть средств из предполагаемых 60-миллиардных бюджетных вливаний в курорты Северного Кавказа утеряна навсегда. Магомеду предъявлены обвинения в махинациях на 45 миллионов, он пределов России не покидал. Казалось бы, проект должен быть свернут, но деятельность «КСК» под новым руководством продолжается.
Планы нового руководства
Львиная доля инфраструктуры туристического кластера будет рассчитана на среднеценовой сегмент и ниже, несмотря на планируемый высокий сервис и развитую инфраструктуру. Упор будет сделан на обеспечение безопасности и обеспечение недорогого транспорта.
Сергей Верещагин убеждает, что, вопреки сложившимся представлениям россиян, Северный Кавказ вполне безопасен для туристов, здесь средний уровень преступности намного (иногда вдвое) ниже, чем в некоторых других регионах.
Планируется, что отдыхающие на курортах Северного Кавказа смогут найти продукт любого уровня – от двух до пяти «звезд». Гендиректор считает, что ориентироваться исключительно на премиум сегмент или только эконом предложения нецелесообразно. Массовый поток отдыхающих, к которому стремится госкорпорация, будет обеспечен только при исчерпывающем уровне предложений для потребителей услуг.
Формирующийся кластер к 2020 году будет включать целую сеть горнолыжных курортов, предусматривается бальнеологический и пляжный отдых (в том числе на Каспийском море). В кластер также должны войти ставропольские объекты и чеченский горнолыжный комплекс Ведучи. Существенная часть инфраструктуры останется «Курортам Северного Кавказа» в наследство после сочинской олимпиады.
Поедут ли сюда люди?
Что касается россиян из соседних регионов – несомненно. Им отдых обойдется в минимальные суммы, к тому же опасения за свою безопасность выражены меньше. Что касается россиян из отдаленных регионов, то привлечь их можно будет только постепенно, привлекая отличными отзывами, высоким уровнем обслуживания и низкой ценой.
Для иностранных туристов курорты Северного Кавказа еще долго будут экзотикой, куда, опасаясь угрозы терроризма, поедут единицы. Потребуется ни один год и четкая рекламная стратегия, чтобы популяризовать отдых здесь до желаемого уровня.
Тем временем многие объекты, которые строятся сегодня рекордными темпами, могут перестать быть современными, обветшать и поизноситься. Недаром президент зимой критиковал качество работ. Да и отсутствие потока отдыхающих с первых лет ввода их в эксплуатацию не позволит должным образом обслуживать и содержать. Данное обстоятельство может стать для глобальных планов власти фатальным.