Немецкий бизнес гасит долги быстре, чем до кризиса

Эксперты Coface опросили 753 немецких предприятия различных размеров, чтобы выяснить, как кризис сказался на платежной дисциплине корпоративного сектора крупнейшей экономики Евросоюза, которая во многом «задает мелодию» для рынка еврозоны в целом.   Результаты опроса, в котором приняли участие 753 компании из разных секторов рынка Германии, свидетельствуют, что немецкие предприниматели явно встревожены резким ухудшением делового климата в связи с пандемией COVID-19. Если еще в 2019 году отсрочку платежа своим контрагентам были готовы предоставить 81% респондентов, то в этом году – всего 62%, что говорит о существенном уменьшении аппетита немецкого бизнеса к риску. При этом половина предпринимателей из тех, кто предоставляет отсрочку, готовы ждать платежа не более 30 дней. Средняя длительность отсрочки за год упала с 37 до 34 дней.

Примечательно, что в кризис платежная дисциплина немецких предприятий не только не ухудшилась, на даже улучшилась – в 2019-м с просрочками хотя бы раз столкнулись 85% компаний, а в 2020-м – уже только 68%. Аналитики Coface объясняют такую динамику тем, что корпоративные покупатели перешли в «антикризисный» режим и стремятся минимизировать число факторов неопределенности в своей деятельности. Высокая рыночная турбулентность и риски возникновения кассовых разрывов из-за пандемического кризиса подталкивают должников быстрее гасить свои торговые кредиты, чтобы не допустить просрочек и избежать возможных претензий со стороны своих поставщиков, которые в худшем случае могут потребовать возбуждения процедуры банкротства неплательщика.

НЕОДНОРОДНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ДИНАМИКА И НОВЫЕ ПОВОДЫ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА   Динамика платежной дисциплины сильно разнится от сектора к сектору. Если в фармацевтике средняя длительность платежных просрочек уменьшилась почти на неделю по сравнению с прошлым годом (до 27 дней), то, например, в индустрии информационных и коммуникационных технологий выросла почти на две недели (с 34 до 47 дней), а в автопроме, самом пессимистичном на момент исследования секторе, на целых 20 дней (с 22 до 42).   В качестве основного риска, угрожающего развитию их бизнеса, три из каждых четырех экспортеров назвали пандемический кризис и связанные с ним карантинные «локдауны». Один из наиболее значительных внешнеторговых рисков прошлого года – «война тарифов» между США и Китаем – в этом году волнует всего 2% немецких предприятий (20% в 2019-м).   Фокус бизнеса заметно сместился с зарубежных рынков в сторону внутреннего. Так, в 2019-м национальный рынок был целевым для 81% респондентов, на рынок ЕС ориентировались 57% предприятий, на американский – 11%. В этом году одним из трех наиболее важных для себя рынков сбыта немецкий назвали 91% опрошенных компаний, американский – только 6%. Российский рынок является одним из ключевых для 4% респондентов.

В целом, подводят итог аналитики Coface, немецкий рынок настроен в отношении перспектив на 2020 год пессимистично: подавляющее большинство респондентов сообщило, что по итогам года их прибыль существенно сократится. Тем не менее, уже в 2021-м практически все участники опроса планируют вернуться к росту.   Полный текст исследования на английском языке.    
%d такие блоггеры, как: