Лекарство от кризиса: обзор фармацевтического рынка РФ. Тренды, аналитика, прогнозы

Для фармацевтической отрасли кризисный 2020 год прошел под знаком роста. Первая в современной истории глобальная пандемия простимулировала спрос на медикаменты и медицинские изделия как в государственном, так и в коммерческом сегменте рынка. Несмотря на то что на данный момент продажи сократились по сравнению с рекордными значениями прошлого года, российский фармацевтический рынок по итогам года снова покажет значительный рост, прогнозируется в отраслевом обзоре Coface – международной группы, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками.

Объемы аптечных продаж, вопреки предварительным прогнозам аналитиков, в денежном выражении за 2020 год выросли даже больше, чем продажи в сегменте государственных закупок: по данным Coface, последние увеличились на 7% по сравнению с 2019 годом, тогда как аптечные продажи прибавили 11%. Основным драйвером такого быстрого роста, отмечают эксперты, стали продажи безрецептурных препаратов в коммерческом сегменте. Особенно высоким спросом пользовались препараты, которые в открытых информационных источниках преподносились в качестве средств для профилактики, лечения или облегчения симптомов COVID-19.

Самый резкий скачок объемов реализации в коммерческом сегменте был зафиксирован в марте: на фоне ажиотажного спроса на противовирусные лекарства продажи выросли на 50% по сравнению с мартом 2019-го. Существенную роль, однако, сыграли и другие факторы – в частности, ослабление курса рубля к доллару и закрытие границ. На фоне тревожных новостей у населения стали возникать опасения по поводу возможных перебоев в поставках импортных лекарств и риска их резкого удорожания, что привело к тому, что многие домохозяйства стали в срочном порядке закупать необходимые препараты впрок.

Важным трендом ушедшего года стал значительный рост онлайн-продаж безрецептурных препаратов – например, во втором квартале 2020 года лекарства через интернет покупали 18% россиян. О том, что интернет-аптеки становятся для ретейлеров все более значимым каналом продаж, говорит и быстрый рост рынка интернет-рекламы лекарственных препаратов – за первое полугодие 2020-го он расширился на 43% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего же, по данным Coface, доля онлайн-продаж в коммерческом сегменте за год выросла с 4% до 7%. Эксперты Coface прогнозируют рост онлайн-продаж, однако они по-прежнему будут составлять небольшую долю рынка, в перспективе 2021 года — до 10%. К началу 2022 года доля онлайн-продаж может вырасти до 11–13%. Росту доли онлайн-продаж может способствовать ввод в обращение электронных рецептов.

Эксперты компании отмечают, что продолжает набирать инерцию тренд на снижение концентрации рынка в сегменте дистрибуции: если в 2019 году на топ-10 дистрибьюторов приходилось чуть более 71% от общего объема рынка, то по итогам 2020-го – уже только 62%. Во многом это происходит в связи с эволюцией кредитной политики поставщиков. Крупнейшие дистрибьюторы стремятся повысить рентабельность и качество своей дебиторской задолженности, в связи с чем предъявляют все более жесткие требования к аптечным сетям в части гарантий и сроков оплаты предоставляемых товарных кредитов. В результате многие клиенты отказываются от сотрудничества с ведущими игроками и подбирают менее требовательных поставщиков.

По предварительной оценке Coface, за первый квартал 2021 года объемы продаж в фармацевтическом секторе существенно сократились. Это, однако, объясняется главным образом высокой базой 2020 года, подчеркивают эксперты.

«Несмотря на то что аномальный спрос на некоторые препараты и средства индивидуальной защиты в 2020 году отсрочил уход с рынка многих мелких и финансово неэффективных игроков, мы ожидаем, что в 2021-м общая тенденция к снижению спроса со стороны населения и продолжающееся давление на рентабельность продаж выльется в сокращение числа небольших аптек и возможные сложности с ликвидностью у отдельных дистрибьюторов ввиду замедляющихся темпов сбора дебиторской задолженности, ─ отмечает Маргарита Костюченко, риск-андеррайтер Coface Россия, ─ Кроме того, изменения в структуре спроса и риск перенасыщения продукцией потребуют от производителей и дистрибьюторов больших вложений в продвижение продуктов».