В правительстве состоялось совещание по вопросам развития коммунальной инфраструктуры, возглавляемое вице-премьером Дмитрием Козаком. На нём был представлен проект постановления, подготовленный Минстроем, по содействию модернизации коммунальной инфраструктуры через Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Еще 4 миллиарда
Предполагается, что Фонд ЖКХ в 2015 году получит из бюджета дополнительно 4 млрд. рублей, который сможет выделять регионам для субсидирования процентных ставок по кредитам на соответствующие проекты. Среди требований к последним – они должны быть не дороже 1 млрд. рублей, а их реализация должна занимать не более 3 лёт. По оценкам Фонда ЖКХ, предлагаемая мера позволит субсидировать ставки по кредитам общим объёмом до 40 млрд. рублей.
Для получения субсидии ставок по кредитам регион должен будет предоставить в Фонд ЖКХ заявку с описанием проекта, а также изложением условий, по которым этот проект не может быть реализован без привлечения средств Фонда ЖКХ. Проекты могут как находиться в госсобственности, так и предусматривать передачу в госсобственность на одном из этапов, что делает доступными фактически все виды проектов государственно-частного партнёрства, предусматриваемыми российским законодательством. При этом субсидии не должны покрывать затраты на проценты по кредитам полностью – часть выплат регион должен покрывать самостоятельно.
Появятся штрафы
Проекты, которые были начаты до 1 января 2015 года, получат приоритет в предоставлении субсидий – в случае, если проектные мероприятия завершены более, чем на 5% от общей стоимости. Проект Минстроя также предусматривает риски, связанные с изменением ключевой ставки ЦБ – в случае, если они будет увеличена более, чем на 5 процентных пунктов, а решение о выделении субсидий уже будет принято, то выплаты будут пересмотрены с учётом новых условий.
Важной частью постановления является устанавливаемая система штрафов для регионов, получивших субсидии, но не сумевших реализовать инвестпроекты. Если в течение двух лет после предоставления субсидии регион не смог начать инвестпроект, то он должен уплатить штраф в федеральный бюджет, сумма которого будет зависеть от размера полученной субсидии: 10% от суммы не более 3 млн. руб., 5% – от 3 млн. до 50 млн. руб., 1% – от 50 млн. до 100 млн. руб., 0,5% – более 100 млн. руб.
Замруководителя Минстроя Андрей Чибис сообщил газете «Коммерсант», что предлагаемый механизм «позволит повысить эффективность использования средств Фонда на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечить снижение уровня их износа и будет способствовать снижению рисков инвестирования в сферу ЖКХ».
Мнение эксперта
Эксперт по государственно-частному партнёрству Василий Нитиевский рассказал корреспонденту «Деловых Новостей», что одобряет предложение Минстроя, однако опасается за компетентность региональных чиновников:
Проблема развития коммунальной инфраструктуры является одним из наиболее тесных «хомутов», сдерживающих экономическое развитие регионов. Коммунальные сети в большинстве городов давно устарели и не отвечают современным потребностям. Их модернизация при этом требует наличия у региона и муниципалитета больших средств, – естественно, позволить себе крупные проекты по усовершенствованию инфраструктуры большинство регионов просто не может.
Выделение средств из Фонда ЖКХ – это, конечно, хорошо, но это поможет решить лишь часть проблемы – нехватку средств у регионов. Собственно, сам фонд был создан с похожими целями – дополнительного бюджетного выравнивания регионов и предоставления средств на крупные проекты (изначально – на капитальный ремонт и расселение аварийного жилья). Поэтому в этой новой функции нет ничего, собственно, принципиально нового, поэтому решение о наделении фонда новыми полномочиями выглядит вполне логичным.
Однако другая, не менее важная часть проблемы, состоит в том, что привлечение средств предусматривается лишь для уже существующих проектов, которых в регионах и муниципалитетах крайне мало. При этом предусмотрена система штрафов за взятые, но не использованные средства. Это означает, что от региональных и муниципальных властей потребуется умение работать с инвестпроектами: создавать их, привлекать инвесторов (что особенно непросто в нынешней обстановке), вести проект в ходе реализации и т.д. Надо заметить, что этот опыт, пусть и не без проблем, руководители приобретают – за последние два года было реализовано несколько сотен инвестпроектов в сфере ЖКХ: правда, проектов далеко не безупречных. Но реалии времени будут требовать от региональных и муниципальных руководителей решимости и готовности действовать – именно этому предложение Минстроя относительно Фонда ЖКХ и будет содействовать.