Половина расходов россиян в 2015 году уйдёт на продукты питания

цены на продукты питания

«ВТБ-капитал» опубликовал аналитический прогноз, предсказывающий рост доли расходов на продукты питания в российских домохозяйствах в течение 2015 года. К декабрю, считают аналитики, доля расходов на продукты составит 50-55%. В октябре 2014 средняя российская семья тратила на продукты питания 36% своего бюджета, а к концу декабря эта цифра дошла до 40%. С учётом прогнозов по сохранению темпов роста данного показателя, уже сегодня можно заявить о том, что он выше, чем во время кризиса 2008-2009 гг.

Цены растут, доходы падают

снижение уровня доходов населенияК быстрому росту приводит снижение доходов россиян на фоне повышения цен – то есть «на негатив» работают как доходные, так и расходные статьи бюджета, что осложняет последствия. Аналитики того же «ВТБ-капитала» и «РБК» ранее прогнозировали пик продуктовой инфляции на февраль-март 2015 года, то есть сейчас экономика или проходит этот пик (около 22% в годовом выражении), или уже преодолела его. Вслед за ним ожидается стабилизация цен, вызванная стабилизацией курса рубля и эффектом, вызванным ранее начавшимся спадом объёма производства: инфляция будет замедляться, и, в соответствии с прогнозами, рост цен на продукты по итогам 2015 года составит около 10%.

Доходы россиян также продолжают падать. В январе 2015 года аналитики зафиксировали снижение доходов в среднем на 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По результатам 2015 года ожидается снижение на 6,8% (согласно прогнозу «ВТБ-капитала»).

Потребление сократится

снижение покупательской способности гражданБыстрый рост цен и снижение доходов естественным образом приводят к сужению объёма в секторе розничной торговли. В январе 2015 года объём рынка розничной торговли в России уменьшился на 4,4% процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причём сжатие рынка происходит неравномерно: рынок продовольствия уменьшился на 5,5%, для непродовольственных товаров показатель составил лишь 3,5%.

Аналитики из «ВТБ-капитала» считают, что в целом потребление по итогам 2015 года может сократиться на 8,5%. Для рынка это означает перспективу структурных изменений: уже сегодня крупные ритейлеры, особенно в продуктовом секторе, показывают рост объёма продаж за счёт возможности лучше контролировать рост цен.

В то же время участники рынка непродовольственных товаров готовятся к значительно более крупному спаду продаж. Продавцы одежды и обуви готовятся к снижению уровня продаж на треть в среднем ценовом сегменте. Продавцы бытовой техники смотрят в будущее с неопределённостью: «После нескольких недель падения в январе сейчас мы снова видим рост, но будет ли он устойчивым, можно будет сказать только после I квартала», – говорит сотрудник одного из ритейлеров бытовой техники, чьи слова приводят «Ведомости».

Мнение эксперта

стоимость продуктовой корзиныЭксперт Центра исследования проблем энергетической безопасности Кирилл Масленников прокомментировал прогноз аналитиков «ВТБ-капитала» для «Деловых Новостей»:

Прогноз ВТБ представляется очень вероятным. Инфляция, девальвация рубля, сокращение уровня реальных доходов – все это негативно отразится на потребительской корзине россиян. В условиях сокращения доходов увеличение доли продуктов питания в общих расходов – естественная ситуация. Уже сегодня мы видим, что основные продуктовые ритейлеры на фоне кризиса и роста цен наращивают свой оборот: так получается из-за того, что кризис усиливает ценовой контраст между их предложениями и предложениями меньших по размеру конкурентов по рынку. Структура бизнеса и эффект масштаба позволяют крупным рителерам эффективно сдерживать рост издержек, что приводит к повышению степени монополизации рынка. Соответственно, у меньших по размеру игроков напротив растут шансы на уход с рынка.

Однако стоит рассмотреть и обратную сторону этого процесса – снижение доли остальных категорий потребительских расходов. В конце 2014 года продавцы бытовой техники и одежды наблюдали небывалый всплеск продаж, превышающий традиционные предновогодние показатели. Это объяснялось высоким уровнем инфляционных ожиданий населения, а также курсовой нестабильностью рубля. Но уже после начала года они фиксируют падение продаж на 25-30%, и эта тенденция будет продолжаться и дальше. Доля расходов на эти покупки вытесняется продовольственными расходами. Естественно, тот же эффект ощущают на себе рынки автомобилей, «лакшери», жилья. С последним, правда, всё несколько сложнее: здесь ситуация будет чем-то напоминать продовольственный рынок, особенно на рынке аренды жилья. Тогда как высокие ставки по ипотеке будут определять негатив на рынке продажи жилья, рынок аренды, скорее всего, серьёзных изменений не претерпит.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: