Боится ли Таможенный Союз внутренних конфликтов
Чуть больше двух недель остаётся до Нового года, который должен принести вместе с собой новый этап в истории сосуществования России, Белоруссии и Казахстана — Евразийский экономический союз, договор о создании которого уже подписан сторонами.
Транзитный конфликт России и Белоруссии
Спор разгорелся в конце ноября из-за решения российских властей ограничить транзит по территории Таможенного союза тех продуктов, которые запрещены в России. Мотивировка оказалась незамысловатой — эти продукты нелегальным путём попадают на российский рынок. Более того, ряд белорусских предприятий якобы не соблюдают санитарные нормы, в связи с чем продукты оказываются либо заражены микробами либо обработаны сильными антибиотиками.
Реакция Александра Лукашенко последовала практически незамедлительно. На встрече с Георгием Полтавченко белорусский лидер возмущался: «Поведение российских властей не просто удивляет, а удручает. Если не будет нормализована торговля между двумя странами в нарушение Таможенных соглашений, мы вынуждены будем реагировать». Власти Белоруссии утверждают, что данный прецедент стал самым массовым в истории торговых отношений двух стран.
Интеграционные инициативы России и Белоруссии привели к тому, что большинство предприятий последней полностью переориентировались на экспорт в первую. Ситуация усугубилась запретом на поставки продукции в Россию из Европейского союза. Проблема внутреннего транзита не только грозит системным кризисом, но и противоречит самому духу Таможенного союза и идеалам интеграции.
Виноваты все
Сегодня стороны считают, что проблему необходимо обсуждать именно на уровне Таможенного союза. Евразийская экономическая комиссия уже выступила с призывом отказаться от каких-либо ограничений, а казахстанская сторона считает, что запретов на транзит без досмотра товаром в принципе быть не должно.
Следует отметить, что данный микроконфликт вовсе не беспочвенен. Россия является единственной страной-участницей Таможенного союза ЕврАзЭС, установившей запрет на ввоз европейских товаров. Белоруссия и Казахстан продолжают сотрудничество как с ЕС, так и с Украиной, а пресс-служба президента Казахстана Нурсултана Назарбаева так отозвалась об отказе России импортировать продовольственную продукцию из тех стран, которые наложили на неё санкции: «это односторонняя мера России, она не предполагает вовлечения других стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства». Точно так же развивалась ситуация, когда в Таможенном союзе Россия пыталась добиться поддержки союзников в деле ограничения импорта из Украины.
Законодательство Таможенного союза оставляет за странами возможность вводить подобные ограничительные меры в одностороннем порядке. Тем не менее, подразумевается, что это право должно использоваться в исключительных случаях, а в целом страны должны договариваться о совместных решениях. Несмотря на это, похожие конфликты — не редкость в отношениях трёх стран. Стоит например вспомнить «молочную войну» с Белоруссией, которая является одним из наиболее ярких примеров сложностей в отношениях трёх стран.