НИОКР нанесли миллиардный ущерб государству
Генпрокуратура России провела ряд проверок предприятий, занимающихся исследованиями военного, специального и двойного назначения. Результаты показали, что в течении последних 3 лет из-за неэффективного расходования бюджетных средств в этой сфере государству был нанесён ущерб в размере свыше 1 млрд. рублей.
Тотальная неэффективность и нецелевое расходование средств
Генеральный прокурор Юрий Чайка составил письмо на имя президента, посвящённое данному вопросу. В письме отмечается, что ряд госкорпораций и ведомств не принимают на баланс нематериальные активы, получившиеся в результате НИОКР, и не используют эти активы в рамках гособоронзаказа. В результате даже те результаты НИОКР, которые официально патентуются, не используются в деятельности этих организаций. Причём масштабы этого явления довольно велики: так, не были применены и внедрены в производство 450 запатентованных изобретений по госзаказам, которые обошлись бюджету в 95 млрд. рублей. Уровень коммерциализации патентов двойного назначения также низок: за последние годы только по одному изобретению была проведена коммерциализация.
Не были запатентованы изобретения в рамках программы уничтожения запасов химоружия по госзаказу Минпромторга в 2011-2013 годах – на них было потрачено более полумиллиарда рублей. При этом патентование изобретений даже не было предусмотрено в контракте.
Патентовать или не патентовать…
Другие эксперты считают, что обязательное патентование изобретений могло бы стать даже губительным для науки, поскольку оформление и поддержание патентов стоит денег, и, к тому же, не всякое изобретение стоит того, чтобы его патентовать. Кроме того, патентование изобретений военного назначения в России попросту лишено смысла, поскольку обычно такие изобретения нельзя продавать и каким-либо образом коммерциализировать.
Как сообщил «Известиям» Семёнов, в настоящий момент в сфере регулирования интеллектуальной собственности сохраняется неопределённость, во многом связанная с перераспределением бюджетных средств. Омбудсмэн уверен, что если правительство и парламент решат усилить бюджет за счёт усиления фискальной составляющей, то ФГБУ «ФАПРИД», скорее всего, вернут, чтобы взыскать средства с разработчиков и изобретателей. В противном случае сохранится существующая концепция, когда государство не стремится полностью завладеть правами на интеллектуальную собственность через отдельную структуру, а поощрять прямые контакты госпредприятий и конструкторов через систему госконтрактов.
Мнение экперта
Об особенностях патентования научных разработок в сфере оборонных исследований корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Денис Мигачев, обозреватель Центра военно-политического анализа международных проблем
Говорить о том, что не-патентование изобретений наносит прямой ущерб государственным интересам, нельзя. Далеко не всегда результат опытно-конструкторской деятельности является положительным и заслуживающим того, чтобы вкладываться в оформление и поддержание патента. Когда же дело касается военно-технических разработок, то ситуация усложняется ещё и их особым «режимным» статусом: все они в обязательном порядке подвергаются проверке на гостайну, и в случае, если «особый» статус подтвердится, то оформлять патент на такое изобретение никто не станет точно: патентование предусматривает фактическое обнародование результатов исследования, чего с секретными разработками делать точно никто не захочет. Для НИОКР такого типа достаточной защитой является гриф «Совершенно секретно» и статус государственной тайны.