Регионы могут вновь остаться без электричек

 

 

Несколько лет назад в России остро встал вопрос о финансировании электричек — по причине отсутствия свободных денежных средств в региональных бюджетах, власти субъектов не продлили договоры на пригородное железнодорожное сообщение. В результате, жители глубинки оказались буквально отрезанными от районных и региональных центров, в которые ранее можно было добраться лишь на электропоездах — только железная дорога может обеспечить бесперебойное сообщение с отдельными труднодоступными районами нашей Родины. В итоге, вопрос обрел столь значительный резонанс, что в дело вмешался Президент Владимир Путин, потребовав от региональных властей немедленно отыскать средства и запустить отмененные маршруты электричек. 

Повторение старых проблемЭлектричка

Сегодня ситуация вновь выглядит плачевно — в трех регионах РФ пригородное железнодорожное сообщение гарантировано лишь до конца первого квартала — власти до сих пор не продлили контракт, ссылаясь на недостаточный объем денежных средств. Речь идет об Архангельской, Костромской и Омской областях. Всего же, десять регионов пока не смогли договориться с подрядчиком об объемах дотаций, что также ставит под вопрос оказание услуг населению. Среди них: Архангельская, Костромская, Ивановская, Ярославская, Омская, Иркутская и Вологодская области, республики Марий Эл и Башкирия, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Сама схема выстраивания взаимоотношений между региональными властями и подрядчиками порождает проблемы вокруг электричек. Дело в том, что цены на проезд для населения должны соответствовать определенным социальным стандартам и получаются значительно ниже стоимости перевозок. Разницу между затратами перевозчика и кассовыми сборами компенсируется региональными бюджетами. Однако, федеральная норма о стоимости проезда не увеличивает количество поступлений в региональный бюджет — отсюда вытекает ежегодная головная боль для населения, перевозчиков и властей. 

ЭлектричкаМнение эксперта

Корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» узнал у Василия Нитиевского, эксперта по ГЧП о причинах дороговизны железнодорожных перевозок и о будущем этого вида общественного транспорта в России. По словам собеседника «ДН», в случае, если федеральные власти хотят сохранить и пригородные перевозки и низкие цены для населения, необходимо принять меры по ограничению стоимости аренды подвижных составов: «Проблема в том, что перевозки выполняет субподрядчик, который арендует поезда у подрядчика — Российских железных дорог. Такая схема уже на первый взгляд кажется малопригодной — представьте — большую часть прибыли получает подрядчик, а все обвинения летят в адрес субподрядчика. На мой взгляд, если власти считают, что перевозки должны осуществляться не на коммерческой основе, нужно принять либо какие-то меры по ограничению стоимости аренды подвижного состава — по какой причине происходит бурный рост совершенно непонятно, старые поезда что как-то к доллару и евро привязаны? Либо вообще полностью переформатировать всю систему пассажирских железнодорожных перевозок- распродать часть подвижного состава субподрядчикам, которые уже сами посчитают сколько будет стоить перевозка и, возможно даже конкурировать между собой. Вспомните, двадцать лет назад в России начали развиваться маршрутки — хаос с ними был полный, но люди получали услугу за низкую стоимость — теперь все наладилось, транспортные компании стали более ответственными, на этом рынке значительно выросло качество услуг и контроль за ними. Как-то в этом направлении нужно подумать, а то получается, что компаний исполнителей то много, вроде как бы не монополия. А поезда есть только у одной — РЖД. И в проигрыше оказываются все, кроме одного монополиста — по сути железнодорожные перевозки очень недороги — все дело в аппетите, который, как известно, приходит во время еды. 

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: