Госуслуги придётся подождать

Государственные услугиНа днях Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)». Фактически, данное постановление должно начать заново всю государственную программу по внедрению электронных госуслуг, которая стартовала ещё в 2009 году.

Перенос сроков объяснили сложностями

Проект постановления содержит новую дату, которая должна стать очередным «крайним сроком» реализации первой стадии проекта – с 2009 года эта дата уже неоднократно переносилась. Первая стадия проекта включает в себя перевод в электронную форму 35 видов госуслуг, признанных министерством приоритетными.
В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что необходимость в нём вызвана возникшими сложностями при реализации проекта в прошлые года. В частности, отмечаются фактическая и юридическая невозможность перевода в электронную форму отдельных видов госуслуг. Авторы постановления признают, что проект по реализации электронных госуслуг ещё далёк от завершения.

Среди требований к реализации, содержащихся в проекте постановления, появилось новое – теперь функция «пожаловаться на чиновника» должна стать обязательной для электронных систем госуслуг.

Необходимо отметить, что только за период с 2011 по 2013 год на реализацию проектов электронных госуслуг было потрачено почти 2 млрд рублей, на «электронное правительство» в целом ¬ больше 4 млрд. рублей. В бюджете 2014 года расходы на «электронное правительство» установлены на уровне 3 млрд. рублей.

Тем не менее, отдельные меры по повышению эффективности электронных госуслуг уже вводятся. Например, с 9 июня были введены упрощённые правила регистрации пользователей на портале госуслуг: теперь для того, чтобы получить доступ к записи на приём к врачу, оплате услуг ЖКХ и некоторых других услуг, не требующих подтверждения личности, достаточно указать адрес электронной почты и телефон. Напомним, портал госуслуг часто упрекают в сложности при регистрации: раньше необходимо было указывать СНИСЛ и паспортные данные, которые затем в течение некоторого времени проходили проверку в ведомственных органах.

Россияне положительно оценивают достигнутые результаты

Несмотря на критику, которая порой раздаётся в адрес системы электронных госуслуг, россияне в целом положительно оценивают её работу – свидетельствует статистика сайта «Ваш контроль», собирающему оценки граждан, воспользовавшихся той или иной госуслугой в электронной форме. 90,9% оценивших поставили госуслугам «хорошо» и «отлично».

Экспертная оценка

О том, какое будущее ждёт электронные госуслуги в России и почему проект реализуется так долго, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Леонид Делицын, эксперт инвестиционного форда FINAM Global.
«Во-первых, надо отметить, что не исключена возможность того, что в 2016 году за эти планы будет отчитываться уже другой министр связи: руководители этого Государственные услугиминистерства у нас меняются довольно часто. Нельзя однозначно сказать, успеют ли в министерстве реализовать намеченные электронные госуслуги в указанный срок. Ясно, что рано или поздно это будет осуществлено.
На мой взгляд, слабость этого проекта состоит в том, что госуслуг, которые планируют перевести в электронную форму, – 35. На самом деле, это грандиозный по сложности проект. Если бы в министерстве запланировали одну услугу, то можно было бы увереннее говорить о перспективах проекта – одну задачу выполнить можно. Трудно оценивать и выполненный объём работ по этим 35 услугам: какая-то выполнена на 100%, а какая-то на 40%. Вообще, как правило, такого рода планы – это, скорее, ориентир, направление для движения, а не обязательство, за которое кто-то отвечает головой.
Что касается выполнения проекта в прошлые годы, то здесь надо отметить, что проблемы были в том числе и из-за того, что изначально была поставлена довольно расплывчатая задача. Вряд ли, когда принимали решение о том, чтобы вносить госуслуги в этот список первых 35, уже было составлено техзадание по созданию необходимых информационных систем. Вряд ли можно было точно оценить объём необходимых работ. Наконец, сами госуслуги изменяются по ходу выполнения проекта. Вообще говоря, проекты такого рода для страны с таким большим населением и протяжённостью, как Россия – крайне сложная задача. На мой взгляд, её осложняет обилие запланированных услуг – на мой взгляд, их количество для начала стоило ограничить тремя-пятью».

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: