Минкомсвязи: 60% россиян уверены, что СМИ часто обманывают

Уровень медиаграмотности граждан растет

Медиаграмотность россиян растетМинистерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совмество с АНО «Социологическая мастерская Задорина» провели исследование на выявление уровня медиаграмотности среди россиян, в котором принимали участие 1,6 тыс. человек из 33 регионов страны. По результатам данного опроса выяснилось, что практически каждый второй россиянин (43%) является медиаграмотным, другими словами, владеет знаниями в области СМИ, свободно ориентируется в подаваемой информации и могут критически ее оценивать. Уровень медиаграмотности выявлялся с нескольких сторон: во-первых, специалисты оценивали, насколько хорошо участники опроса пользуются медиаустройствами (телевизор, радиоприемник, гаджеты); во-вторых, учитывалась способность к критическому взгляду на информацию; в-третьих, важно также, как участники преподносят собственную информацию в Интернете. Как отмечает глава исследовательского центра Игорь Задорин — очень важным аспектом является именно самооценка своего поведения в Интернете, сообщает издание «Известия.ru». «Именно по этим данным мы оцениваем, насколько человек разбирается в инфопотоке, отличает рекламу от «нерекламы», способен критически подходить к информации в СМИ«, — говорит Задорин.
Исследователи полагают, что с каждым годом уровень медиаграмотности среди граждан растет. Связано это, вереятно, с тем, что СМИ все больше входят в жизнь человека, не говоря уже о том, что появляется все больше пользователей, к примеру, смартфонов, благодаря которым открыт доступ ко многим видам СМИ.

Современная аудитория научилась критично воспринимать информацию

правды нет?Помимо уже названных результатов опроса, исследователи узнали также, что около 60% россиян не доверяют СМИ. Согласитесь, это довольно большая цифра. Особенность современной медиаудитории, а в значительной степени речь сейчас о молодежи, заключается в том, что она способна отличить рекламу от «нерекламы», «троллинг от нормальной информации», — считает гендиректор ОАО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» Александр Чекшин. К тому же, аудитория имеет множество различных источников информации, с помощью которых может быстро проверить ту или иную информацию.
Данную ситуацию прокомментировал в интервью с корреспондентом агентства «Деловые новости» главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Станиславович Холмогоров:
«Недоверие состоит в том, что средства массовой информации часто обманывают, то есть у наших опрошенных абсолютно реалистичный взгляд на вещи, по крайней мере, у шестидесяти процентов. А, видимо, сорок процентов живут в каком-то своем розовом мире, где СМИ не сообщают ложной информации, отцензурированной информации, не манипулируют слушателями, читателями, зрителями и т.д. Вообще, это недоверие к СМИ и стремление как-то проверить эту информацию, которая ими дается, совершенно правильно и справедливо. Мне не кажется, что общество должно беспокоиться над тем, чтобы всех немедленно убедить в правоте и стопроцентной достоверности СМИ».

СМИ любят искажать картину событий

СМИЭксперт задается вопросом: что же делать самим средствам массовой информации, с вопросом доверия, а главное, с тем фактом, что СМИ очень часто не сообщают о том, как обстоит дело в действительности? Холмогоров говорит о том, что зачастую СМИ искажают картину событий.
«Действительно, очень часто СМИ существуют именно для того, чтобы эту картину исказить и как-то манипулировать людьми, дать им неполные сведения и т.д. Мне кажется, что в общем и целом для СМИ нужна определенная политика честности, причем поддерживаемая и на государственном уровне; что должен быть составлен список проступков СМИ в плане искажения информации, за которой должны следовать определенные административные взыскания. Должно быть и осуждение профессионального сообщества, по крайней мере, за использование самых грубых манипулятивых приемов. Потому что одно дело когда, например, ситуацию искажают коммерческие СМИ в коммерческих интересах и т.д. Другое дело, когда искажается та или иная общественно значимая информация, а этого было достаточно много.

Приведу совершенно потрясающий пример с Украины: президента Украины Януковича украинское же телевидение вырезало из трансляции открытия Олимпиады в Сочи. То есть, они откровенно исказили этот момент, чтобы как-то не способствовать его политическому пиару, если так можно выразиться. Совершенно очевидно, что когда подобным образом СМИ искажают информационную картину, то они пытаются так или иначе политически манипулировать, а при отсутствии, например, равного доступа к СМИ всех общественных и политических СМИ, при отсутствии, скажем, возможностей для тех или иных политических сил создавать свои СМИ, манипуляции в тех СМИ, которые уже существуют, в общем, являются достаточно критическими», — резюмирует эксперт.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: