Электронная коммерция: 7 тенденций будущего
Современная электронная коммерция обещает в скором будущем выйти на совершенно новый уровень. Об этом в своем интервью рассказал Джон Донахоу, нынешний руководитель eBay. Эта американская компания сегодня объединяет несколько интернет-аукционов, владеет электронными системами платежей, рядом интернет-магазинов и очень популярна в мире, являясь лидером онлайн торговли. Мы предлагаем ознакомиться с рассказом Джона Донахоу о становлении электронной коммерции, ее развитии в России, а также перспективах отрасли.
Реальное объединение мира через потребителя
Придя в eBay, будущий глава встретился с основателем компании Пьером Омидьяром и поразился грандиозности его замыслов. Идея развития компании заключалась в попытке объединения мира посредством торговли через интернет. Электронная коммерция дала реальную возможность любому жителю России приобрести что угодно у любого гражданина любой страны.
Это многократно расширило возможности обмена товарами, подняло на принципиально другой уровень взаимодействие потребителей между собой. Появилась реальная возможность неограниченного выбора, в том числе и по стоимости. Новые возможности появились и у производителей, и у продавцов – они могут выставить свой товар для покупателей всего мира.
Джон Донахоу первый раз побывал в нашей стране сразу после финансового кризиса. Тогда правительственная делегация Соединенных Штатов рассматривала вопрос глобального сотрудничества с Россией в области инноваций. Планировалось изучить потенциал страны, возможность создать на ее территории нечто, подобное Кремниевой долине в США.
Делегация была достаточно представительной, помимо политиков и главы eBay, в ее составе были известные актеры (в частности, Эштон Кутчер), американские предприниматели, инвесторы (в их числе – один из самых известных венчурных бизнесменов Эстер Дайсон). Именно тогда американцы убедились в громадном потенциале России в области электронной коммерции, которая только начала развиваться.
С тех пор подобные визиты становятся регулярными. А два года спустя была создана новая бизнес стратегия на среднесрочную перспективу, в которой компания eBay прописала кардинальное увеличение активности работы в странах БРИКС. Проведя собственные исследования, специалисты компании убедились, что Россия является самым перспективным и быстрорастущим рынком в регионе. Причем на момент исследования уже реально существовала достаточно большая база пользователей eBay и клиентов платежной системы PayPal, принадлежащей компании.
Так сложилось, что на территории нашей страны именно eBay стал самым главным и популярным сервисом электронной коммерции, несмотря на отсутствие русскоязычной версии. Как представители крупнейшего игрока в данном сегменте, американские специалисты в этом году специально изучали отечественные условия работы, чтобы повысить эффективность своего присутствия.
Что означает быть самым большим игроком?
Лидеру всегда сложнее удерживать свои позиции, это касается не только электронной коммерции. На самого крупного игрока равняются. Изучают его опыт и постоянно пытаются обойти. Поэтому важно постоянно совершенствовать сервис, вводить новые возможности и предлагать выгоды, внедрять новые технологии. Поэтому часть политики лидера – агрессивные инвестиции в технологии и сервисы.
Уже сегодня этот рынок приносит огромные деньги, но он обладает колоссальным потенциалом. Согласно статистике, мировой ежесуточный уровень продаж через eBay автомобилей, к примеру, равняется 10 тысячам штук. И это – только одно мобильное приложение.
Второй немаловажный вопрос заключается в правильности стратегии развития. Она заключается в настойчивой международной экспансии электронной коммерции, часть этой работы направлена на российский рынок. Уже сейчас компании и ее сервисам доверяет более половины мировых потребителей, а четверть операций системы PayPal и пятая часть транзакций аукционов имеют трансграничное направление.
Клиентский подход – краеугольный камень успеха
Именно взгляд глазами клиента на электронную коммерцию, предоставление ему желаемого качества услуг делает бизнес успешным. Клиент желает выбрать удобство пользования – и получает универсальную платформу для мобильных приложений. Сегодня только мобильные продажи приносят компании свыше $20 миллиардов ежегодно. И этот тренд растет, потому что пользователю удобно покупать через планшет, смартфон или другой гаджет.
Скоро электронная коммерция прочно войдет и в ритейл. Сегодня готовится к запуску новый сервис, получивший название hands free покупок. Наличие телефона и специальной системы позволяет продавцу в удаленном режиме получить информацию о клиенте, его предпочтениях, автоматически списывать со счета стоимость покупки.