Государство вынуждено поднять цену на закупки жизненно важных лекарственных препаратов

Минэкономразвития планирует внести поправки в существующий закон о контрактной системе по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Необходимость внесения поправок вызвана тем, что существующие закупочные цены на лекарственные препараты, содержащиеся в соответствующем реестре Минздрава, не позволяют эффективно осуществлять закупки и привлекать фармкомпании в тендеры.
Содержащаяся в реестре цена не включает оптовые надбавки, покрывающие компаниям издержки на транспортировку и хранение лекарств. По словам директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова – его цитируют «Ведомости» – средняя по России оптовая надбавка в коммерческих продажах в отрасли составляет 12%, сильно различаясь от региона к региону. По словам Мелик-Гусейнова, в Москве, например, надбавки для препаратов дешевле 50 руб. могут составить 20% цены производителя, для препаратов от 50 до 500 руб. – 15%, дороже 500 руб. – 10%, в Санкт-Петербурге – 20, 15, 14% соответственно, в Сахалинской области – 43, 25, 15%.
В мае Дворкович поручил Минэкономразвития рассмотреть возможность включения надбавок в начальную цену контракта. В получившемся проекте министерства предлагается учитывать надбавки только для больших контрактов – от 10 млн. рублей. В ведомстве заявляют, что большая часть производимых государственных закупок лекарственных средств подпадает под этот критерий.
Производители лекарств не хотят участвовать в госзакупках
Учёт оптовых надбавок позволит решить проблему, вызванную разгоном инфляции и падением курса рубля: издержки производителей лекарственных средств растут, и участие в госконтрактах с фиксированной ценой закупок в соответствии с реестром становится невыгодной. По этой причине процесс закупок лекарственных средств затягивается, многие тендеры просто не находят желающих участвовать.
Экспертный взгляд
Эксперты поясняют, что несмотря на то, что в России производится большая часть лекарств из 608 наименований, признанных жизненно важными, фармкомпании в высокой степени зависят от импорта сырья и технологий, а также активно привлекают для развития валютные кредиты.Проект Минэкономразвития был предложен в виде в внесения поправок в законопроект, уже прошедший первое чтение в Госдуме. Поправки также были направлены в Минздрав и ФАС, однако ведомства ещё никак их публично не прокомментировали.
Некоторые эксперты считают, что увеличение цены госзакупок лекарств приведёт к большим бюджетным тратам на такие контракты. Однако есть и другое мнение: увеличение предельной цены контракта, считают некоторые эксперты, привлечёт большее количество участников в тендеры, увеличит конкуренцию, а значит, может в итоге даже понизить закупочную цену. Впрочем, большинство аналитиков придерживается мнения о том, что у государства на самом деле нет выбора: если не повысить цену, то привлечь к госконтрактам не удастся никакие фармкомпании вообще, а это означает риск оставить больницы без лекарств вообще. Разумеется, на такой шаг в правительстве никто не пойдёт, поэтому система, вероятнее всего, будет изменена.
О том, почему государству необходимо повышать закупочные цены на лекарственные препараты, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал заместитель директора Центра фармакологической информации и маркетинга Давид Папашвили:
Производители лекарственных препаратов сейчас оказались в довольно непростой ситуации: эта отрасль сильно зависит от импорта, а значит и страдает от девальвации рубля. Многие компании не только закупают компоненты лекарственных средств за рубежом, но ещё и кредитуются в зарубежных банках в иностранной валюте. Поэтому в том, что лекарства дорожают, вины производителей нет – растут издержки, а без повышения цен сохранять рентабельность получается не всегда.
Государственные заказы на лекарственные средства исходят из цен, зафиксированных в соответствующем реестре Минздрава. Однако зафиксированы эти цены были в других экономических условиях и при других валютных курсах. Разумеется, многие из них перестали обеспечивать рентабельность и сделали участие в государственных тендерах невыгодным для фармкомпаний. Включение оптовых надбавок в стоимость лекарственных тендеров действительно ощутимо повысит государственные расходы на закупку лекарственных препаратов. Но только так можно обеспечить конкурентоспособность этой цены и привлечь фармкомпании к участию в тендерах. В принципе, уже сейчас мы это видим, и можно сказать, что дальше тенденция будет только расширяться. Иными словами, если продолжать ориентироваться на реестровые цены, то государство просто не найдёт участников для конкурсов.