Валютные кредиты, взятые компанией, сильно подорожали в связи с падением курса рубля по отношению к другим валютам. Суммарные потери РЖД оцениваются экономистами в 44 миллиарда рублей.
Насколько большие у РЖД проблемы?
В самой компании основной причиной финансовых потерь называют наличие значительных открытых валютных кредитов на момент резкого падения рубля. Вот что говорится в пояснительном документе, прикреплённом к отчёту: «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц рубля».
Выручка РЖД в 2014 году выросла на 1,8%, до 1,402 трлн руб. В то же время, на 1,9% (до 1,343 млрд руб.) повысилась и себестоимость продаж. В итоге валовая прибыль осталась на уровне 58,569 млрд руб., а прибыль от продаж — на уровне 58,5 млрд руб. (оба показателя снизились на 0,5%).
В другом отчёте, опубликованном чуть ранее, сообщается, что суммарная финансовая чистая прибыль Российских железных дорог за первые шесть месяцев 2014 года, то есть, в период с января по июнь, составила 26,423 миллиардов рублей.
Что касается долгосрочных кредитных обязательств компании РЖД (валютных и рублёвых), а крупнейшими кредиторами компании являются ВТБ, Сбербанк, Deutsche Bank и созданная для выпуска еврооблигаций компания RZD Capital Limited, то по состоянию на 31 декабря 2014 года, их объём составлял 715,71 миллиардов рублей, что примерно на 136 миллиардов рублей больше, чем в 2013 году, а краткосрочные займы оценивались в 140, 5 миллиардов рублей и 36,96 миллиардов рублей соответственно.
Глава РЖД Владимир Якунин в интервью заявил: «Мы сегодня работаем в совершенно нерыночных условиях. Нас государство ограничивает в повышении тарифов, при том что это не распространяется на партнеров, которые с нами работают: на тех же владельцев подвижного состава, это не распространяется на поставщиков товаров и услуг. Получается взаимодействие в одни ворота».
Тарифная политика РЖД
В начале марта этого года Якунин упоминал о своих намерениях поднять тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в 2016 году, что, якобы, поможет компенсировать инфляционные потери. «Я считаю, что для восстановления базы тарифообразования в «Российских железных дорогах», с учетом реального экономического положения, мы должны исходить из того, что этот тариф должен быть хотя бы с учетом инфляции», — заявил глава РЖД.
Следует также отметить, что значительный финансовый приток РЖД получает от продажи акций и долей в дочерних компаниях. Так в 2014 году компания смогла выручить порядка 11 миллиардов рублей. В частности, почти пять миллиардов РЖД получили от продажи трёх четвертей пакета акций «Первой нерудной компании», более трёх милиардов, продав половину «БэтЭлТранс», два с половиной миллиарда – за три четверти «Вагонреммаша», 555 миллионов рублей — за 25% компании «Аэроэкспресс».
Старший вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал журналистам, что компания в 2015 году планирует получить от продажи акций «дочек» около 23 миллиардов рублей. Такая значительная сумма может объясняться планами продажи в текущем году 25% акций «Трансмашхолдинга», принадлежащих РЖД. Компания планирует получить за этот пакет не меньше заплаченных ей за акции 9,3 миллиарда рублей