Рост российского рынка рекламы в 2014 году будет минимальным

По данным свежего прогноза агентства ZenithOptimedia, доходы российских рекламных компаний во второй половине текущего года возрастут лишь на 1%, причем только на радио- и интернет-площадках. Все остальные сегменты рынка по итогам 2014 года упадут. Общегодовой рост рынка в целом – опять же на 1% – станет возможным лишь в силу относительного успешного первого квартала.

Олимпиада не спасла

Олимпиада не помогла рынку рекламыВ обновленном прогнозе развития рынка рекламы в России агентство ZenithOptimedia полностью пересмотрело свои предыдущие оценки. Если в апреле текущего года эксперты предсказывали годовой рост расходов на рекламу на 8,6% (355,8 млрд рублей без учета НДС), то в июне цифры были скорректированы в сторону понижения (рост на 6,6% до 349,3 млрд рублей). Сегодня же в ZenithOptimedia прогнозируют прирост рынка.

Основаны прогнозы агентства ZenithOptimedia, среди прочего, и на опубликованных ранее оценках экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России. В АКАР подсчитали, что рост рынка отечественной рекламы за первые шесть месяцев 2014 года составил 6%, то есть до 165 млрд. рублей. Упали за указанный период только три сегмента рынка – кинотеатры, пресса и реклама внутри помещений, тогда как прирост в наружной рекламе оказался нулевым.

реклама медиакомпанийРост, отмеченный в январе–июне, получился со знаком «плюс», в первую очередь благодаря результатам первого квартала, когда показатель прироста общих затрат на рекламу составил целых 9% – до 76,6–71,1 млрд рублей. Катализатором роста рынка в первые три месяца года стала состоявшиеся в феврале Зимние Олимпийские игры в Сочи, а его локомотивом – активность партнеров Олимпиады.

Однако такая благоприятная динамика на рынке сохранилась ненадолго: уже в апреле стали падать вложения в наружную рекламу и баннеры в интернете. Что касается главный рекламный носитель в нашей стране – телевидение – то даже июньские трансляции чемпионата мира по футболу в Бразилии не спасли сегмент от очень скромного прироста в 1%.

Отчетность публичных медиакомпаний является красноречивой иллюстрацией падения рынка во втором квартале 2014 года. Так, доходы от баннерной рекламы «Яндекса» в первом квартале подросли на целых 16% (до 723 млн рублей), а во втором упали на 6%. Потери Mail.Ru Group на той же медийной интернет-рекламе составили 10% от выручки. Выручка от рекламы телехолдинга «СТС Медиа» (объединяет телеканалы СТС, «Перец» и «Домашний»), в первые три месяца текущего года возросшая на 12% и достигшая 6,5 млрд рублей, уже в апреле–июне увеличилась лишь на 1%. «Пронто-Москва», издающий газету «Из рук в руки», потерял 20% выручки в первом квартале года и 25% – во втором.

Дальше будет хуже

прогноз ZenithOptimediaПо прогнозам аналитиков, в июле–декабре рекламный рынок ожидают еще более трудные времена. Во втором полугодии 2014 года в ZenithOptimedia предрекают рост доходов от рекламы только в интернете (в силу контекстной рекламы) и на радиостанциях. Телевизионные каналы в двух последних кварталах текущего года потеряют в среднем 4% в рекламных доходах, и по итогам двенадцати месяцев прирост выйдет нулевым.

Автором единственного оптимистичного прогноза динамики рынка телевизионной рекламы стал холдинг «СТС Медиа», в конце июля этого года поделившийся ожиданиями роста в пределах 5%. Другие участники рынка были гораздо сдержаннее. Так, телевизионные сейлз-хаусы еще во втором квартале предостерегли клиентов о том, что расходы на рекламу по ТВ за год не возрастут или даже сократятся – до 5%.

Экспертное мнение

Своим взглядом на проблемы отечественного рекламного рынка с порталом «Деловые Новости» поделился эксперт Центра информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства Святослав Левин:

«Пиковый спрос на телевизионную рекламу в России, как правило, наблюдается в октябре–ноябре, однако в 2014 году приоритет был отдан первым трем месяцам, поэтому в падении рынка в четвертом квартале в сравнении с прошлым годом нет ничего удивительного. Сложившаяся ситуация стала следствием не только Олимпийских игр, но и того, что большинство рекламодателей просто активизировались в начале года, пока потребительский спрос еще демонстрировал положительную динамику. Также осень является традиционным периодом старта переговоров ведущих рекламодателей и их рекламных агентств с телевизионными сейлз-хаусами на предмет заключения годовых контрактов на грядущий год. Только после этого начинается планирование активности на других площадках. Что касается цен на телевизионную рекламу, то в 2015 году они, скорее всего, возрастут, но главной причиной тому станет падение курса рубля».

%d такие блоггеры, как: