Экономика успешного «Зенита»

Бесценные футбольные болельщики

Стадион «Петровский» ценит фанатов «Зенита» больше остальных посетителей трибун. В июле, еще до начала футбольного сезона, за три часа до благотворительного рок-фестиваля желающим приобрести билеты предоставлялось только 2 кассы из 6. При этом остальные были свободны для болельщиков футбола. Не удивительно, ведь если любители рока появляются на трибунах стадиона эпизодически, то футбольные болельщики являются постоянным источником дохода. Взять, к примеру, годовой абонемент – его цена 36 000 рублей, а настолько увлеченных покупателей в Санкт-Петербурге немало.

С 2007 года «Зенит» взял три чемпионских титула, два раза выиграл Кубок России, удостоился Кубка и Суперкубка УЕФА. Успехи команды принято связывать с финансовыми возможностями владельца клуба с 2005 года – «Газпрома». В 2012 году бюджет клуба действительно достиг невероятных объемов — $140 млн., но доля «Газпрома» в нем составляет всего $45 млн.

Стадион «Петровский»

стадион "Петровский"Принадлежащим городу стадионом «Петровский» управляет ФК «Зенит». В ремонт, модернизацию и содержание стадиона футболисты инвестируют ежегодно 100-200 млн. рублей. Гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов начал свою клубную деятельность именно со стадиона. В 2000-м году президент «Зенита» Виталий Мутко безуспешно пытался приватизировать «Петровский», но стадион жил сам по себе — продавались билеты, сдавались в аренду помещения и поле. Таким образом, за год можно было заработать около 100 млн. рублей. Но средства тратились неэффективно, отмечает Митрофанов.

Новая жизнь для стадиона началась, когда «Зенит» заключил договор с городскими властями об аренде и управлении «Петровским». Клуб начал вкладывать деньги в замену футбольного поля, ремонт раздевалок и трибун, организацию фан-зоны для болельщиков с детьми, а также детский клуб.

Управляющий директор «Петровского» Владимир Литвинов рассказывает, что сегодня комплекс зарабатывает на проведении спортивных и коммерческих турниров, продаже билетов, абонементов, еды и напитков. Поскольку в городе не так много концертных и спортивных площадок, поиск клиентов не составляет проблем. В 2011 году совокупная выручка «Петровского» составила примерно 600 млн. рублей.

Атрибутика клуба «Зенит»

атрибутика клуба "Зенит"На Невском проспекте напротив Гостиного двора располагается магазин «Зенит-Арена», в котором продается около 1000 наименований продукции, как с символикой партнера клуба Nike, так и с атрибутикой самого «Зенита». Товары самые разнообразные – от рамки под автомобильный номер до швейцарских часов. Магазин полон туристов – в течение часа по Невскому проспекту проходит около 10 000 человек. Выручка открытого в 2010 году «Зенит-Арена» растет на 40% в год.

Сегодня атрибутикой клуба торгуют 14 фирменных магазинов в городе Санкт-Петербург. С 2012 года товары «Зенита» продаются еще и в сети магазинов Nike в России. Главным товаром является футболка (в прошлом году их было продано 40 000), вторым по популярности стал шарф, затем идут сувениры. «Зенит-Трейд», занимающийся продажей атрибутики, предполагает получить выручку в размере 500 млн. рублей за 2012 год (это на 100 млн. больше чем в 2011-м).

Доходы от матчей

Любой сильный европейский клуб получает доход в основном от продажи прав на телевизионную трансляцию матчей. В России действует другая система. РФПЛ заключает контракт с телевизионщиками, и затем распределяет деньги между командами. При вкладе в общее дело в размере 40%, «Зенит» в этом году получит всего десятую часть выручки от трансляций матчей Лиги. Более выгодно для клуба выступать в УЕФА, где каждая команда получает оплату в зависимости от результата.

Спонсоры, и не только «Газпром»

Два года назад «Зенит» заказал исследование возможностей рекламных носителей клуба, которое провела немецкая консалтинговая компания. В свою очередь Nielsen изучила для клуба целевую аудиторию. Результаты оказались поразительными: число болельщиков питерского клуба абсолютно превосходит фанатов других команд. Так, за «Зенит» болеет 12,6 миллионов россиян, «Спартак» — 8,2 миллионов, а за ЦСКА – 6,7 миллионов человек. С 1 млн. активных болельщиков клуб контактирует в режиме direct marketing. Спонсоры были впечатлены. Помимо «Газпрома» клуб поддерживают Audi, МТС, Corum, «М.Видео». В 2011 году они инвестировали в «Зенит» $18 млн.

Финансовые перспективы клуба

Митрофанов признает, что коммерческий потенциал «Зенита» исчерпан, а доходы клуба приравниваются к его расходам. Большие надежды возлагаются на новый стадион в западной части Крестовского острова. Строительство началось еще в 2006 году, финансируется из городской казны и ожидает изменений. Планируемая годовая выручка стадиона составит 150 млн. долларов, а открытие позволит клубу стать самоокупаемым уже к 2017 году, полагает Митрофанов.

Независимый консультант Дмитрий Марков считает, что для футбольного клуба важнее всего взять очередной транш «Газпрома», способный покрывать дефицит бюджета. А ожидать успешного бизнеса от клуба можно наравне с ожиданием прибыльности от «Единой России», считает Марков.

Митрофанов рассказывает, что текущая капитализация клуба составляет около €200 млн. Благодаря новому стадиону она может вырасти вдвое – до €400 млн. Тогда как капитализация Arsenal на текущий момент составляет £1 млрд.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: