Особенности транспортной сети России

Транспортная сеть РФ сегодня испытывает те же проблемы, что и аналогичная инфраструктура многих мировых стран. В первую очередь, это недостаточная пропускная способность и сложности с дальнейшим планированием в больших городах. Кроме того, немало факторов замедляют развитие сектора далеко не по объективным причинам.

Российская транспортная сеть – особенности и проблемы

Львиная доля присущих российской транспортной сети особенностей родом из девяностых годов прошлого века. С развалом СССР застопорились механизмы управления, нарушились устойчивые торговые и производственные связи. Постепенно ситуация нормализовалась, однако положение дел в сфере по-прежнему вызывает вопросы.

Развитие российской транспортной сети тормозится как объективными, так и субъективными факторами. К первой группе относится резкое увеличение количества частных автовладельцев и сложности с дальнейшим развитием городской инфраструктуры, вызванные недостаточно продуманной планировкой в прошлом. Это серьезные проблемы, с которыми сталкиваются даже в высокоразвитых странах.

Однако объективные трудности никак не оправдывают такие вещи, как медленные темпы дорожного строительства (не будем даже говорить о качестве), несовершенство законодательной базы и обилие бюрократических преград как следствие. Вызывает серьезные вопросы уровень управления транспортной сетью во многих регионах страны. Если говорить напрямую, некомпетентность и масштабное воровство давно уже стали массовыми явлениями.

Автомобильная транспортная сеть

Согласно статистике, протяженность российских дорог общего пользования составляет свыше 825 тыс. км. Это немногим более 50 тыс. км федеральных шоссе, а также порядка 500 тыс. км региональных (44 тыс. км грунтовки) и 280 тыс. км местных трасс (116 тыс. км грунтовки). Достаточные средства на обслуживание и строительство транспортной сети выделяют и госбюджет, и руководство благополучных областей. Почему же нет результата? Вопрос риторический, так как ответ на него знает каждый.

При таких безумных расходах (строительство одного километра обходится в несколько раз дороже, чем в развитых странах с похожим климатом) можно было хотя бы обеспечить высокое качество. Но ведь и этого нет. Вспомним, к примеру, легендарное шоссе до Владивостока, обошедшееся бюджету в 30 млрд руб. Оно стало разрушаться уже после первых сильных дождей.

Серьезным вызовом для муниципальных властей стал стремительный рост количества автовладельцев в «нулевые» годы. «Пробки» в мегаполисах – явление сегодня обыденное. По ряду причин резко снизилась и производительность местных транспортных сетей. Попытки решить проблему силами частных перевозчиков в большинстве случаев только усугубили дорожный хаос. Можно констатировать, что с вызовом справиться удалось немногим. Ожидать же кардинальных улучшений в нынешних реалиях не приходится.

Ж/д дорога

Российская железнодорожная транспортная сеть, особенностью которой в последнее время стало состояние непрерывного реформирования, тоже переживает сегодня не лучшие времена. Инициативы команды противника общества потребления, господина Якунина, привели к тому, что этот вид перевозок стал дорогим и малоудобным для населения и промышленников. Плюсы, похоже, заметили лишь сами реформаторы. Обидно, что огромный потенциал отрасли реализуется так неэффективно.

За период правления топового менеджера и ярого государственника Якунина железнодорожные билеты во многих регионах подорожали настолько, что дешевле стало передвигаться на автобусе. Учитывая, что в ряд населенных пунктов реально добраться только на поезде или электричке, у местных властей не остается иного выбора, как оплачивать повышение тарифов из бюджета во избежание социальных волнений. Серьезно недовольны нынешними условиями грузоперевозок и промышленники.

Перспективы

Состояние транспортной сети нельзя назвать критическим, особенно если сравнивать с тем, что творится в других сферах. Однако говорить о нем в позитивном ключе тоже не вполне уместно. Чтобы решить накопившиеся проблемы, следует провести ряд комплексных масштабных мероприятий, направленных на развитие системы. Требуется новый подход к вопросам управления, доступа, совершенствования инфраструктуры и организации взаимодействия с другими отраслями.

В данный момент реализуется государственная программа развития сектора. Насколько она будет эффективной, можно будет сказать не раньше 2020-го, когда завершится срок действия. Одно можно констатировать уверенно: предстоит работа не в самой благоприятной финансовой обстановке. Ну что же, если не получалось, когда денег хватало, может быть, удастся добиться результатов в условиях дефицита?   

Exit mobile version