Рынок минеральной воды испытывает давление санкций

Рынок минеральной воды испытывает давление санкций

Рынок питьевой и минеральной воды на протяжении последних нескольких лет демонстрирует стабильный рост. При этом данная отрасль в нашей стране еще достаточно далека от насыщения, что является положительным фактором для новых игроков. В условиях нынешней экономической ситуации темпы развития сектора, конечно, замедляются и, судя по всему, будут замедляться, однако, в целом положение дел выглядит пока относительно стабильным.

Отечественный рынок питьевой и минеральной воды

рынок минеральной водыКак уже было сказано, российский рынок минеральной воды отличается относительно низким уровнем насыщенности. Также присутствует фактор сезонности: в прохладную пору спрос здесь существенно снижается. В секторе представлены как зарубежные, так и отечественные производители, причем доля вторых существенно преобладает. В низком ценовом сегменте в основном представлена продукция региональных предприятий, в среднем очевидное преимущество за крупными игроками национального уровня.

Сегодня производство товаров этой категории более-менее налажено практически во всех регионах страны. Лидерами являются Карачаево-Черкесская Республика (10%), Ставропольский край (7,6%) и Липецкая область (7%). Около 75% предприятий располагаются в Северо-Кавказском, Дальневосточном, Южном и Сибирском федеральных округах. Ведущими игроками рынка питьевой и минеральной воды являются холдинги The Pepsi Bottling Group и The Coca-Cola Company.

Рынок минеральной воды в России: импорт и экспорт

минеральная вода из ФранцииДоля импорта в отрасли относительно невелика — где-то в районе 10%. В основном это продукция премиум-сегмента. По подсчетам специалистов, в 2013 году из-за границы было завезено немногим более 70 млн литров. При этом еще не учитывается контрабанда, которой на рынке минеральной воды в России тоже всегда хватает.

Подавляющее большинство импорта поступило из европейских государств. В первую очередь, это Франция, Бельгия и Армения. Что касается экспорта, то здесь основными потребителями выступают страны ближнего зарубежья. До недавнего времени практически половину покупала Украина, но ввиду текущих событий в 2015 году это, скорее всего, будет уже кто-то другой.

Нынешние экономические разборки между Россией и ЕС вряд ли серьезно скажутся на отрасли. Доля иностранной продукции не столь велика, чтобы даже ее полное исчезновение стало критичным. Экспорт, который в последние годы стабильно рос, упадет, так как понадобится время, чтобы найти замену украинскому рынку минеральной воды.

Особенности продвижения

"Боржоми" - классика минеральной водыС каждым годом объемы потребления бутилированной продукции увеличиваются, чему всячески способствует нынешнее состояние дел в сфере водоснабжения. Все больше людей осознает, насколько серьезное значение для организма играет чистота и натуральность потребляемой им жидкости. Желая привлечь покупателей, многие игроки активно расширяют свой ассортимент путем добавления дополнительных ингредиентов в классические рецептуры.

Отечественных потребителей можно условно разделить на две больших группы. К первой относятся люди, которые желают пить в основном известную «классику», например, тот же «Боржоми». Вторую категорию составляют граждане, постоянно ищущие новые вкусы и пробующие все «свежее». Представители первой группы существенно преобладают. Разработчики новинок пытаются продвигать свою продукцию, заключая договора с известными торговыми марками.

Интересной новинкой (правда, весьма относительной) на рынке минеральной воды стало появления киосков-автоматов. За определенную плату пользователь получает возможность попить или заполнить принесенную с собой тару. Помните старые добрые автоматы советского образца, которые еще лет двадцать назад стояли в каждом городе? Принцип тот же, однако, до повсеместного распространения здесь пока очень далеко.

Перспективы

Потенциал у отрасли действительно огромный: если в развитых европейских странах одним человеком в среднем ежегодно потребляется до 150 литров бутилированной aqua, то в нашей стране данный показатель меньше в целых четыре-пять раз. К счастью отечественных производителей на них активно работают такие факторы, как ухудшение качества водоснабжения и повышение сознательности граждан в плане отношения к своему организму.

Потребность в подобных напитках будет оставаться стабильной, невзирая на любые финансовые кризисы. Очевидно, что стоит ожидать снижения спроса и переориентации потребителей в направлении недорогих сегментов, но в целом особых катаклизмов не предвидится. Усилится консолидация, которая имела место быть на рынке минеральной воды в России в последние годы, уйдут некоторые мелкие игроки. Можно сказать, что пока отрасль лишь немного снизила активность в ожидании лучших времен, которые обязательно рано или поздно настанут.

%d такие блоггеры, как: