Рынок общественного питания будут строже регулировать

Отечественный рынок общественного питания развивается сегодня намного медленнее, чем в докризисный период. Учитывая прогнозы экономистов, можно со значительной долей вероятности говорить о том, что в ближайшее время особых изменений в лучшую сторону здесь нам ожидать не приходится. Зато, не исключено, что контролировать отрасль станут значительно жестче.

Рынок услуг общественного питания в 2014 году

услуги общепитаПо итогам первого квартала нынешнего года оборот предприятий общепита составил 267,8 млрд рублей. Это на 3,4% больше, чем за аналогичный период 2013-го. Если же сравнить данные прошлого и 2012 годов, мы увидим рост в 4,3%. Общий оборот отрасли (помимо собственно торговых заведений здесь учитываются компании-поставщики) в 2013-м увеличился на 4% и составил 1,131 триллион рублей.

Нынешние темпы роста рынка услуг общественного питания существенно уступают докризисным. До 2008-го объем ежегодно увеличивался на 12-15%. Сравните с сегодняшними четырьмя процентами. Вообще-то, такая ситуация не слишком характерна для слабо насыщенных секторов, к которым относится общепит. О причинах подобного торможения мы поговорим чуть позже, а пока перейдем к следующему вопросу.

Развитие рынка общественного питания

В настоящее время российский рынок общественного питания сильно фрагментирован. Большую часть на нем занимают одиночные заведения. Сетевым игрокам отведено порядка 30%. В первом полугодии 2013-го в больших городах страны функционировало всего около 400 международных и российских брендов заведений общепита (кафе, fast-food, баров и т. д.).

Очевидно, что будущее сегмента именно за сетями. Тем более что в настоящий момент больше трети всего объема отрасли приходится на долю десяти крупнейших игроков. Это наглядно говорит о неразвитости и слабой насыщенности сектора. В принципе, можно достаточно смело утверждать, что в ближайшие годы консолидация будет только усиливаться.

Проблемы роста

французы чаще питаются в кафеТеперь возвращаемся к проблемам, мешающим нормальному развитию рынка общественного питания. Прежде всего, это экономическая ситуация в стране сегодня. Девальвация рубля, похоже, не собирается останавливаться. В настоящий момент это еще не так ощутимо, посмотрим, как отреагирует экономика на санкции Запада. В любом случае рассчитывать на рост покупательной способности населения пока не приходится.

Еще один момент, тоже существенно затрудняющий темпы роста рынка услуг общественного питания, ментальность. Многие россияне просто не привыкли тратить деньги на питание за пределами дома, если в этом нет крайней необходимости, предпочитая обходиться бутербродами и пирожками. Скажем, французы или итальянцы в основном завтракают, обедают и ужинают в кафе. У нас это позволяют себе лишь единицы. Отчасти из-за цен, но в большей степени из-за отсутствия традиции.

Контроль государства

инициатив МинздравсоцразвитияМинздравсоцразвития уже неоднократно выступало с инициативами относительно ужесточения контроля предприятий общепита. Согласно нынешнему законодательству (ст.9 294-ФЗ) плановые проверки должны проводиться не чаще, чем раз в три года. Чиновники министерства здравоохранения настоятельно просят увеличить количество этих мероприятий. В принципе, вполне дельное предложение, другой вопрос, насколько утомительным может стать такое «внимание общественности» для владельцев заведений.

В общем, этот вопрос пока обсуждается, а вот инициатива Новгородской областной думы с 5 марта уже находится на рассмотрении главного законодательного органа страны. Заключается она в желании поднять административные штрафы за нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Сегодня на рынке общественного питания они составляют 2 000–3 000 р. для должностных лиц и 20 000–30 000 р. – для юридических.

Если поправка будет утверждена, должностным и юридическим лицам придется раскошеливаться уже на 5 000–10 000 р. и 30 000–50 000 р. соответственно. Как и раньше, в качестве альтернативы нарушитель может выбрать приостановление деятельности предприятия на срок до трех месяцев.

По мнению авторов проекта, чаще всего санитарно-эпидемиологическое законодательство нарушается в магазинах, базирующихся на первых этажах домов, и киосках. Что же, дай бог, чтобы увеличение административного штрафа поспособствовало пробуждению сознательности у недобросовестных продавцов. К сожалению, практика показывает, что такое случается крайне редко.

Закончить этот обзор хочется все же на позитивной ноте. Несмотря на то, что развитие рынка общественного питания идет гораздо медленнее, чем должно бы, перспективы у отрасли достаточно неплохие. Главная причина подобного оптимизма — слабая насыщенность сектора, дающая большие возможности, как новым, так и старым игрокам.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: