Продолжает оставаться одним из самых сложных и непредсказуемых венчурный рынок в России. И одной из самых важных проблем для проектов стал так называемый «выход». Чтобы научиться правильно запускать стартапы в самостоятельное плавание, российская делегация даже провела профильную стажировку в Соединенных Штатах, где накоплен соответствующий опыт.
Как получить прибыль на венчурном рынке
Буквально несколько лет назад успешные старты новых технологических проектов можно было посчитать на пальцах одной руки. Нет, стартапов в России было множество, но таких, которые начинали бы приносить реальную прибыль – единицы.
Согласно информации от РВК, в стране в прошлом году на венчурном рынке активно работала 151 компания, которые в совокупности обладают капиталом в $6,7 млрд. В новые разработки они вложили порядка $1 млрд., что дало троекратный абсолютный прирост. Понемногу инвесторы стали выходить из капитала поддерживаемых компаний, что говорит о том, что процесс становится систематическим.
По итогам года в России произошло 12 подобных «выходов», общая сумма которых составила $372 млн. Как можно оценивать данный процесс? В сумме вроде бы и немного, ведь только в 2011 было привлечено $1,3 млрд. Но это было единственное состоявшееся за год событие – IPO «Яндекса». В мире же за весь 2012 зафиксировано 483 «выхода», обща оценка которых превысила $51,5 млрд.
Forbes (американское издание) систематически составляет рейтинг участников венчурного рынка. В этот Midas List попадают только успешные проекты. Чтобы участвовать в рейтинге, мало вложить рекордную сумму, необходимо извлечь финансовую выгоду от $200 миллионов и выше.
Наша страна подобными результатами почти не обладает. Единственный из капиталистов России, который удостоился включения в «Список Мидаса», это Юрий Мильнер. Да и он не столько заработал на российских проектах (хотя участвовал в IPO Mail.ru и Qiwi), сколько удачными вложениями в Groupon, Facebook и Zynga.
Достижения венчурного рынка в России
Наиболее правильным будет обозначить его как находящегося в начале становления. Прогресс последних лет пока в мировом значении едва достигает одного процента по объемам финансирования и успешной реализации. Для сравнения, порядка 110 наших соотечественников представлены в списке миллиардеров (здесь мы на третьем месте). Но в области реализации технологических стартапов – увы, мы где-то в конце рейтинга, многие проекты проваливаются.
Тот же Мильнер, который почти полтора десятилетия инвестирует в интернет, за последние годы никаких новых проектов на венчурном рынке не реализовав. В какой-то степени ему сопутствовало везение, к примеру, встреча с Алишером Усмановым, который вложил свои капиталы в Mail.ru и собственный фонд Мильнера DST. Именно Усманов выделил $1 млрд. для покупки акций Facebook, которые к моменту IPO принесли 700% прибыли.
Именно удача с IPO ведущей мировой соцсети сделала Мильнера миллиардером, а его фонд подняло на принципиально новый уровень. В очень короткие сроки DST привлек множество инвесторов с общим объемом вложений $1 млрд., и перестал зависеть от одного Усманова.
Александр Галицкий, который возглавляет Almaz Capital, уверен, что венчурный рынок начинает развиваться только с массовым приходом глобальных финансистов. Это могут быть пенсионные фонды, страховые компании и т.п. Деньги от одного капиталиста делают фонд зависимым от его прихотей, поэтому сам Галицкий предпочитает рассчитывать на западные вложения.
Сдерживало развитие и практическая невозможность заработать на проект самостоятельно. Редко какая сделка приносила раньше финансовую отдачу. Вырученных средств, если удавалось выйти на прибыль, недоставало на полномасштабное вложение в новый стартап. Но за последние годы ситуация изменилась. Только три крупнейших IPO, состоявшихся на венчурном рынке в России, принесли почти $23 миллиарда в совокупности (Mail.ru, Qiwi и Яндекс).
Перспективы и неизбежные конфликты
Естественно, IPO интернет компаний из России незамеченным не остался. Это стало поводом убедиться в перспективности отечественного интернет бизнеса. Более того, сами эти компании стали серьезно вкладываться в другие проекты. Теперь они реально могут с этой целью оперировать не только денежными средствами, но и собственными ценными бумагами.
Венчурный рынок на практике доказал, что на нем можно реально заработать очень большие деньги. И косвенно перспективность этого движения показали и сами капиталисты, немедленно вложив полученную прибыль в новые разработки. Тот же Мильнер, который участвовал во всех значимых российских успехах, сегодня переключился на Запад, оставив себе всего около процента бумаг Mail.ru Group.
Но имеются и реальные проблемы, которые, впрочем, характерны и для всего мира. Это внутренние конфликты между руководством компаний и ее инвесторами. Подобное противостояние мы сегодня наблюдаем, к примеру, между основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым и компанией UCP, владеющей 48% акций соцсети.