Можно ли создать успешный банк с нуля

Реальна ли сегодня организация с нуля успешного банка?

Это очень интересный вопрос с неоднозначным ответом. Вследствие кризиса достаточно закономерно отсутствие массовых стартапов в чисто банковском бизнесе, однако имеются и они. Чаще всего для создания нового банка владельцы обращаются к розничным услугам – пока это самое прибыльное направление рынка финансовых услуг. Давайте подробнее разберемся, какой потребуется капитал, и в какие основные статьи необходимо вкладываться для обеспечения успеха проекта. Для обеспечения наглядности и полноты ответа рассмотрим примеры трех учреждений, открытых совсем недавно.

Как был организован «Связной банк»

как был организован банк "Связной"Учреждение его состоялось в 2010 году, главное направление работы и основной поток прибыли – кредитные карты. Было организовано распространение всех продуктов «Связного банка» посредством собственной сети салонов «Связной», что является особенностью маркетинга организации. Ко второму кварталу текущего года «Связной» подошел с капиталом свыше 7,5 миллиардов рублей, имея активов на общую сумму около 78 млрд. С чего же все начиналось?

Общая сумма инвестиций на момент открытия составила порядка десяти миллиардов рублей. Согласно предоставленной официальной информации, средства распределились так: на персонал выделено чуть более 4,3 млрд., почти 800 миллионов потребовали расходы на IT, 720 миллионов стоила организация успешного маркетинга, почти 900 миллионов – открытие офисов и аренда помещений под них.

Решение финансовой группы «Лайф»

группа "Лайф" открыла свой банк

Бюро «Пойдем!» также стартовало в 2010, однако специализация его несколько иная: кредиты наличными деньгами без залога. Здесь имеются свои особенности, которые заключаются в отсутствии систем скоринга, большой ответственности менеджеров (именно они принимают решение о выдаче кредитных средств клиенту). Еще одна особенность – должность менеджера в «Пойдем!» могут занимать исключительно женщины. Основной упор в работе делается на человеческий фактор.

К апрелю этого года капитал «Пойдем!» превысил 2,2 миллиарда при 19,5 миллиардах рублей активов. Для открытия своего банка ФГ «Лайф» инвестировала почти 3 миллиарда рублей. Достоверной информации о расходах на технологии не имеется, руководство считает их незначительными. На персонал было потрачено около 900 миллионов, а затраты на открытия сети офисов составили, по официальной информации, около 960 миллионов.

Самый молодой банк в нашем анализе

Лето банк

«ЛетоБанк» начал свою работу в прошлом году, поэтому оценка его успешности предварительная, но он имеет достаточно хорошие перспективы. Главный источник прибыли – наличные кредиты физическим лицам. К особенностям учреждения можно отнести отсутствие касс в офисах (т.н. продвинутый формат) и нацеленность на регионы в качестве площадки для развития.

Первый квартал года «ЛетоБанк» закончил с капиталом в 1,04 миллиарда и вчетверо большими активами. При этом план по его развитию предусматривает поэтапные вложения на сумму в 25 миллиардов рублей, которые будут осуществляться в течение первых лет работы. Так, в прошлом году инвестировано порядка 1,2 миллиарда, а общий плановый объем вложений на текущий год составит до семи миллиардов рублей.

Инвестирование в процентном соотношении будет направлено на следующие основные статьи: свыше 40% направляется на службу персонала, работу с сотрудниками и т.п., развитие собственной финансовой сети предусматривает около 30% инвестиций (открытие и оборудование офисов, расходы по аренде и т.д.). На развитие современных технологий и применение инновационных IT решений планируется израсходовать до 14% вложений, а маркетинг, операционная поддержка и прочие расходы не превысят 16%.

Как видим на представленных примерах, при наличии инвестиционного капитала достаточно реально открыть безубыточный банк. Главный вопрос – насколько это инвестору выгодно. Специалисты утверждают, что выгода несомненна. Так, Наталья Столповских, председатель правления «Пойдем!» считает залогом успеха наличие собственной идеи, уникального предложения и видимых преимуществ для клиентов.

Конечно, во всех секторах финансовых услуг уже имеются лидеры, и новому учреждению приходится выдерживать определенную конкуренцию. Здесь уже не выгодно участвовать в ценовой борьбе, это проигрышный путь. В основу новой организации должна внедряться новая идея, только тогда ее открытие имеет смысл.

Дмитрий Руденко, руководитель «ЛетоБанка», более пессимистичен. Он настаивает, что мелким учреждениям невозможно повторить рывок ведущих финансовых конгломератов. Здесь нужны очень большие инвестиции, позволить которые себе могут немногие. А организовать маленький проект в массовой нише, чтобы он был успешным и выгодным, практически нереально – сегодня преимущества создают объемы, позволяющие минимизировать ценовую политику услуг.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: