Взрыв в порту грозит Ливану усугублением кризиса

4 августа Бейрут, столицу Ливана, сотряс мощнейший взрыв, в результате которого пострадало более 5000 человек и погибло более 150, еще как минимум 300 тысяч человек остались без крова. После взрыва в стране был объявлен двухнедельный режим чрезвычайной ситуации. Эксперты Coface оценили, какими экономическими и общественно-политическими последствиями может обернуться для Ливана техногенная катастрофа.

 

Трагедия разразилась в и без того крайне трудный для Ливана период – страна переживает один из тяжелейших экономических кризисов в своей истории. Сильно осложняет ситуацию и глобальная пандемия коронавируса, в связи с которой госпитали страны были перегружены еще до происшествия, а также крайне высокая общественно-политическая и социальная напряженность.

 

Причиной взрыва, по предварительным данным, послужила детонация 2 750 тонн аммиачной селитры, хранившейся в портовом складе уже около 6 лет. На фоне гуманитарной катастрофы в стране разразились антиправительственные народные волнения. Демонстрации почти с самого начала приняли характер массовых беспорядков – протестующие захватывают государственные здания и устраивают стычки с полицией.

 

Вчера, 10, августа, под давлением общественности правительство Ливана подало в отставку в полном составе. Хасан Диаб, премьер-министр Ливана, в своем прощальном обращении к народу заявил, что «катастрофа, обрушившаяся на ливанский народ, произошла в результате системной коррупции в государстве», и выразил сожаление по поводу того, что «система коррупции оказалась сильнее государства». Нынешнее правительство продержалось у власти всего полгода – предыдущее также было вынуждено уйти в отставку на фоне массовых протестов в октябре 2019 года.

 

РИСКИ

 

Перебои в логистических цепочках. Порт Бейрута – ключевой транспортный хаб Ливана. Порт Бейрута издавна служил одной из основных «кладовых» Ливана, в нем хранились крупные запасы товаров, продовольствия и медикаментов. В 2018 году порт принял около 7 миллионов тонн различной продукции, то есть почти 70% от общего объема товаров, ввозимых в страну по морю. В том же году через него прошло около миллиона тонн экспорта – почти 80% от общего объема вывезенной из страны продукции. По сообщениям властей, теперь основным транспортным хабом страны станет порт в Триполи. В результате взрыва оказались уничтожены не только огромные складские запасы различной продукции, но и важные объекты городской инфраструктуры Бейрута. Для и без того хрупкой ливанской экономики восстановление от последствий катастрофы станет тяжелой проверкой на прочность.

Дефицит базовых товаров. В Ливан сильно зависит от импорта, особенного продовольственного, так как сектор сельского хозяйства страны развит достаточно слабо – он генерирует лишь около 5% национального ВВП. Сирийский кризис вызвал резкий приток беженцев – Ливан принял около 1,5 миллионов человек, что стало причиной существенного осложнения экономической обстановки и вызвало дефицит множества базовых товаров. Эксперты Coface считают, что катастрофа в порту существенно усугубит нехватку продовольственных и медицинских продуктов в стране.

Резкий рост дефицита госбюджета. Ливан – одна из самых закредитованных стран мира. По текущим прогнозам аналитиков Coface, к концу 2020 года бюджетный дефицит составит 15% от ВВП страны, дефицит торгового баланса – 12%. Объем госдолга при этом достигнет около 185% от национального ВВП. Примерно половина доходов государства уходит на выплату процентов по займам, поэтому на бюджетные расходы средств у властей остается катастрофически мало. В первом квартале текущего года бюджетный дефицит страны вырос на 7,1% по сравнению с первым кварталом 2019-го – до $1,7 млрд. Это означает, что шансов на быстрое восстановление транспортной, коммерческой и гражданской инфраструктуры, уничтоженной взрывом, у Ливана почти нет.

Вероятность дальнейшего обострения протестных настроений. Катастрофа в порту Бейрута сильно пошатнула доверие ливанцев к власти, и сгладить резкое обострение протестов властям теперь будет непросто – даже несмотря на то, что нынешнее правительство уступило требованиям протестующих и подало в отставку. СМИ сообщают, что руководство порта неоднократно предупреждало компетентные органы о «пороховой бочке» и просило разрешения вывезти селитру с небезопасного склада. Эти предупреждения и запросы, однако, оставались без реакции властей. Такое отношение к проблеме усилило недовольство ливанцев правительством, которое многие обвиняли в коррупции и неэффективности еще задолго до катастрофы. Дополнительным фактором риска служит и тот факт, что 22% жителей Ливана живут за чертой крайней бедности, еще 45% – за верхней чертой бедности (по методике оценки Мирового Банка).

%d такие блоггеры, как: