Так ли плохи российские дороги?

Вряд ли в нашей стране есть те, кто никогда не слышал выражения: «В России есть две беды – дураки и дороги». То, что плохие дороги сокращают сроки службы автомобилей, это полбеды. Хуже то, что они создают риск для здоровья и жизни людей. Известно, что в России ежегодно гибнет в ДТП около 30 тысяч человек. Примерно каждое третье происшествие связано с плохим качеством дорожного покрытия.

Почему же в такой большой и сильной стране с богатой историей дорожная проблема остается одной из самых главных на протяжении столетий? Почему нам удалось покорить космос, а с плохими дорогами никак не удается справиться? На это есть целый ряд объективных и субъективных причин.

«Воруют-с»

Такую причину называли еще во времена Российской империи. Причем казнокрадство и коррупция не только мешали появлению в стране качественной дорожной сети, но и являлись причиной большинства российских бед.

Что касается строительства дорог, то тут без воровства и мздоимства не обойтись. Конечно, не стоит утверждать, что в этой отрасли все поголовно воруют, но сказать, что в ней работают исключительно кристально чистые люди, тоже нельзя.

Как большинству представляется, происходит это так. Потенциальный подрядчик дает взятку заказчику, чтобы тот выбрал его, а затем делает плохие дороги. Это происходит из-за нарушений технологии, то есть экономии на количестве и качестве используемых материалов.

В целом, примерно так это и могло бы происходить, если бы не одно «но». Выбор исполнителя происходит с помощью тендера, который проводится открыто и контролируется целым рядом различных организаций.

Конечно, народ у нас изобретательный, но в данном случае коррупционная составляющая если и не исключается полностью, то значительно сокращена.

А что касается экономии на количестве и качестве материалов, то, конечно, не без этого, но на главную причину плохого качества российских дорог эта причинаявно не тянет.

Недостатки проектирования

Люди, которые отвечают за проектирование дорог в России, получали образование примерно в 80-е годы прошлого столетия. Свои знания они получали от преподавателей,которые сами заканчивали те же самые вузы в пятидесятых годах. Таким образом, зачастую российские дороги сегодня проектируются на теоретической основе, сформированной примерно полвека назад.

К сожалению, повышению квалификации, обмену опытом, в том числе и на международном уровне, уделяется катастрофически мало внимания.

А ведь мир за последние 50 лет очень сильно изменился. В разы увеличилось количество автомобилей на наших дорогах. Грузоподъемность коммерческого транспорта тоже выросла. Появилась шипованная резина, портящая дорожное покрытие. Из всего этого следует, что нагрузка на наши дороги сильно увеличилась.

С одной стороны, нормативные документы слабо учитывают новые реалии. С другой, даже новые нормативы, созданные с учетом современных условий, нарушаются сплошь и рядом.

Дорожные работы

Если дорогу построили качественно, не факт, что она не сможет стать плохой. Ведь ее мало построить, ее нужно еще и поддерживать в хорошем состоянии. Дорога требует своевременного обслуживания и ремонта.

Если не делать ремонты своевременно, то эффект будет тот же, что и с больными зубами. Когда мы не ходим к стоматологу вовремя, мы рискуем тем, что проблема станет более масштабной и может привести даже к потере зубов. То же самое происходит и с дорожным полотном. В мелкие трещины попадает вода. Зимой она замерзает и превращается в лед, который расширяет трещину. Теперь там может поместиться еще больше воды, которая при минусовой температуре замерзнет и сделает проблему еще серьезнее. В итоге это приведет к разрушению дорожного покрытия и возникновению необходимости его замены.

Недостаточное финансирование или недобросовестная работа дорожных служб часто приводят к экономии на ремонте и обслуживании дорог, что становится причиной быстрого выхода их из строя.

Качество стройматериалов

Основными материалами для строительства дорог являются битум и щебень. Их качество по объективным причинам низкое.

Производство битума не является главной целью работы нефтеперерабатывающих заводов. Этот материал является побочным при производстве других нефтепродуктов, поэтому за его качеством особо не следят.

Щебень также не производится специально для нужд строителей автодорог. Его поставщики предпочитают менее требовательных клиентов, которые способны выбрать значительные объемы. Это, например, железнодорожники, которые в большом количестве используют щебень для насыпей.

Климат и география

Россия – самая большая в мире страна, причем средняя плотность населения здесь не так уж и велика. Значительная часть территории находится в суровых климатических условиях. Реки, горы, вечная мерзлота и другие факторы делают дорожное строительство дорогим. Дорожная сеть развита относительно слабо, ведь при небольшой плотности населения создавать разветвленную сеть дорог зачастую бывает нецелесообразно.

С другой стороны, если между городами проходит единственная трасса, без объездных вариантов, то любое чрезвычайное происшествие на ней способно полностью перерезать транспортное сообщение.

Получается парадокс: с одной стороны, дороги нужны, а с другой, пользоваться ими некому.

Одна российская чиновница остроумно ответила на вопрос о плохих дорогах. Она сказала, что не приживается асфальт на наших дорогах, отторгает его землица русская. По-моему, это не столько смешно, сколько грустно.

Можно назвать еще причины, но эти наиболее известные. Все о них знают или догадываются, но каких-то заметных сдвигов почему-то не происходит.

Неужели мы хуже всех?

С тем, что в России не самые лучшие в мире дороги, трудно поспорить. Но неужели они самые плохие? Все познается в сравнении, поэтому давайте попробуем сравним.

В 2018 году на сайте Мирового экономического форума появилась разнообразная статистическая информация, среди которой был и рейтинг состояния автомобильных дорог в разных странах мира. Оценивались дорожные сети в 137 странах мира. Первое место заняли Объединенные Арабские Эмираты, за ним следовали Сингапур и Швейцария. Хваленые немецкие дороги оказались на 15-м месте, а американские автотрассы очутились на десятой позиции.

Среди аутсайдеров находятся, в основном, африканские страны. Последнее 137-е место заняла Мавритания. Чуть лучше ситуация в Республике Конго и на Гаити.

Россия в этом рейтинге оказалась на 114-й позиции. Получается, что в России дороги чуть лучше, чем в Казахстане и немного хуже, чем африканском государстве Бенин.

В общем, есть, куда расти.

Украина в этом списке занимает почетное 130-е место. То, что украинские дороги в целом хуже российских, думаю, могут подтвердить автомобилисты, бывающие и в России, и на Украине.

Конечно, можно сомневаться в объективности этого исследования. Есть много моментов, которые сильно смущают. Например, в рейтинг по каким-то причинам не попала Белоруссия. Там что, нет дорог? Или эта страна менее известна в мире, чем Республика Бенин?

Несколько странно, что, согласно рейтингу, дороги в Монголии лучше российских. Ведь известно, что в этой азиатской стране большинство дорог – грунтовые, а трасс, имеющих твердое покрытие, очень мало. Именно тем и прекрасна Монголия, что там практически нет дорог, пробок и светофоров.

Сомнения в объективности результатов рейтинга вызывает и методика проведения опроса. Дело в том, что данный рейтинг является составной частью так называемого «Индекса глобальной конкурентоспособности». Для определения показателей проводился опрос «бизнес-лидеров» в разных странах. А с учетом того, что в России любят поплакаться о своей тяжелой жизни, неудивительно, что показатель оказался немного заниженным. Наверное, монгольские бизнесмены настроены более позитивно и оптимистично чем российские.

Но сомнения в объективности этого рейтинга не говорят о том, что в России идеальные дороги. Результаты другого опроса, уже отечественного, тоже не дают повода для гордости за российские дороги. Респондентов просили оценить качество дорог в своих регионах по 7-балльной системе. Большая часть, 29 процентов, поставили нашим дорогам «троечку». Наивысший балл поставил только один процент опрашиваемых, а самую низкую оценку – 16 процентов участников.

Конечно, греет сердце российского патриота факт, что где-нибудь в Нью-Йорке можно найти дороги в ужасающем состоянии. Но вряд ли от этого станет легче нашим автомобилистам, «убивающих» свои машины на отечественных трассах.

Везде ли плохи российские дороги?

Все ругают российские дороги. Но мне, например, как жителю юга России, грех жаловаться. Дороги Краснодарского края находятся в приличном состоянии, даже в отдаленных станицах ситуация вполне удовлетворительная. Конечно, далеко не все идеально, но над проблемами работают и стараются их устранять.

Может, не все так уж и плохо с российскими дорогами?

Один интересный опрос проводился Финансовым университетом при Правительстве РФ. Его целью стало выявление регионов страны с самыми хорошими дорогами. Опрашивали водителейи пешеходов в российских городах с численностью населения не менее 250 тысяч жителей.

Лидером опроса неожиданно стала столица Чеченской республики – город Грозный. Стоит напомнить, что еще в прошлом десятилетии этот регион был горячей точкой, здесь шла война.

Второе место тоже досталось не Москве. Его заняла Казань. Здесь почти не осталось проблемных участков дорог.

И только третье место досталось Москве. Нет ничего удивительного, что столица страны оказалась в числе лидеров по качеству дорог. Было бы странно, если бы она очутилась где-нибудь в хвосте.

Замыкают первую пятерку соответственно Тюмень и Сочи.

Хотелось бы обратить внимание на то, что города, вошедшие в пятерку лидеров, расположены в разных климатических зонах и на разном удалении от столицы. В числе лидеров есть и представители южных регионов – Сочи и Грозный, и далекий сибирский город Тюмень. Получается, что состояние дорог не сильно зависит от климата и удаленности от центра. Наверное, главными являются другие факторы. Например, желание руководства решить проблему, достаточное финансирование и правильное использование выделяемых средств.

Резюме

Конечно, специалисты обязательно найдут во всем вышесказанном много неточного, неправильного и даже ошибочного. Они могут поправить меня, если я не прав. Конечно, я могу ошибаться в деталях, но, думаю, что прав в главном. Ситуация с нашими дорогами очень далека от идеальной, но она вполне разрешима. И тут дело не в суровом климате или особенностях русского менталитета.

Как говорил один из героев Михаила Булгакова, разруха – она в головах. Если взяться за исправлениеситуации, можно добиться успеха, о чем свидетельствует не только зарубежныйопыт, но и положительные примеры ряда российских регионов.

Автор: Сергей Кузмицкий

*мнение редакции может отличаться от мнениея авторов

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: