Корпоративные доходы и потребительская активность — прогноз экспертов

Согласно данным Росстата, за январь-сентябрь текущего года совокупный доход корпоративного сектора РФ составил 6 973 млрд рублей – то есть снизился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, когда бизнес заработал 11 690 млрд рублей. Аналитики Coface отмечают, что пока это низший показатель за последние 4 года.
В конце лета на фоне реализации отложенного спроса экономическая активность на российском рынке резко выросла, однако уже в сентябре рынок снова стал быстро «охлаждаться» из-за второй волны пандемии – об этом, отмечают аналитики Coface, говорит и государственная статистика, и данные крупнейших платежных операторов.

Например, по данным исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, за январь-октябрь 2020 года россияне сократили свои расходы в среднем на 15,2 тыс. рублей по сравнению с тем же периодом прошлого года, причем больше других траты урезали москвичи – их расходы упали на целых 49,3 тыс. рублей.

По данным мониторинга Tinkoff CoronaIndex, в ноябре потребительская активность населения сократилась на 10% по сравнению с ноябрем 2019 года, а в дни традиционных ноябрьских распродаж россияне потратили на 30% меньше, чем в прошлом году. Положение не спасла даже «черная пятница», которую многие ритейлеры в этом году растянули на несколько недель. Согласно отчету SberIndex, россияне потратили в этот период на 40% меньше, чем год назад.

При этом, однако, стоит отметить, что показатели снижения спроса остаются неоднородными от сегмента к сегменту. В последем информационно-аналитическом комментарии Банка России по экономике, опубликованном 30 ноября, в частности, говорится, что в условиях ухудшения эпидемической обстановки домохозяйства начали возвращаться к модели потребления, наблюдавшейся весной – то есть фиксируется рост трат на продовольствие и лекарства с одновременным сокращением расходов на непродовольственные товары и услуги. Эксперты ЦБ отмечают, что в случае введения новых ограничений и перевода сотрудников на удаленную работу потребительский спрос может продолжить снижаться.

Опросные индикаторы конъюнктуры демонстрируют смешанную динамику, сообщает Центробанк – совокупный индекс деловой активности PMI в октябре вновь опустился ниже «переломной» отметки в 50 пунктов, при этом заметное ослабление деловой активности наблюдалось как в сфере услуг, так и в обрабатывающей промышленности, что обусловлено ухудшением эпидемической ситуации и опасениями ужесточения ограничительных мер.

По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, индекс бизнес-климата в октябре усилил снижение. Наиболее заметное ухудшение оценок текущей ситуации и ожиданий наблюдалось среди предприятий транспорта, строительства и промышленности. В сельском хозяйстве и торговле деловые настроения остаются позитивными. Также индексы предпринимательской уверенности Росстата – альтернативные индикаторы экономической активности – в октябре продолжали улучшаться, наиболее заметно – в добыче полезных ископаемых.

Эксперты Coface считают, что конец года вряд ли принесет какие-либо существенные сдвиги в рыночных трендах. Вторая волна пандемии будет замедлять процесс восстановления экономики в 4 кв. 2020 г. – 1 кв. 2021 г., однако большая часть убытков придется на сектора, ориентированные на массового конечного потребителя, тогда как некоторые отрасли получат позитивный импульс за счет увеличения бюджетных расходов и ослабления курса рубля.

%d такие блоггеры, как: