Отечественный потребитель предпочитает китайские яблоки. Почему не российские?

Яблоко в России — больше чем фрукт. Как минимум, это фольклорный образ, имя политической партии, а также предмет страсти не одного поколения садоводов, по сей день культивирующих белый налив, шафран, антоновку, коричное полосатое и прочие легендарные сорта. Вот только массовому потребителю подобные сентенции глубоко безразличны: в преддверии очередного сезона (для яблок это середина июля) отечественные яблоки встретишь разве что на рынках. Супер- и гипермаркеты завалены импортом, пишет SmartMoney.

По оценкам Euromonitor, яблоки в нашей стране тянут на треть всего фруктового рациона — до 13 кг в год на человека. В мире больше нет ни одной такой страны, за исключением Германии, в которой у яблок был бы такой приоритет. А с прошлого года Россия сделалась абсолютным лидером по объемам импорта этого фрукта. Минсельхоз США в мартовском отчете подсчитал, что на долю России приходится 23% мирового импорта яблок (около 7 млн т за прошлый год). Больше только у 27 стран Евросоюза (24%).

Неужели наши яблоки никуда не годятся? «В странах, где развито яблочное производство, урожайность с одного дерева в десятки раз превышает отечественные показатели, — сетует Рылько. — В мире уже лет 50 как не работают с сортами, которые у нас до сих пор еще пытаются культивировать». По его словам, ситуацию так просто не исправить. Завоз к нам импортных саженцев ничего не даст из-за климатических особенностей. «Придется заново выводить новые сорта под наши метеоусловия. А это слишком долго: чтобы добиться урожая с нового сада, нужно 5-6 лет», — рассуждает Рылько. А пока что все российское производство яблок, даже включая плановые урожаи в рамках инвестпроектов, — капля в море импорта. Небольшую часть соков на отечественном сырье выпускает «Лебедянский». 50 000 т рассчитывает получить со своих 1300 га в Краснодарском крае бывший совладелец интернет-магазина Ozon — компания Direct Group. Правда, только к 2012 г. и в основном для переработки. Волгоградский производитель соков и детских пюре «Сады Придонья» («Бизнес Аналитика» оценила его долю на соковом рынке за прошлый год в 1,4%) едва ли не единственный целиком работает на родных яблоках, из которых 80% идет в переработку и лишь 20% — на продажу. Компания ежегодно высаживает по 500 000 новых саженцев и в последующие годы намерена довести их число до 1 млн, чтобы к 2010 г. повысить урожайность с нынешних 30 000 т до 150 000 т. Для сравнения: объем поставок яблок в Россию через средний китайский КПП (один из десятков) превышает 50 000 т.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: