Иран и ВТО

11 октября 2015, 03:42 1001

 

 

ИранИсламская Республика Иран – одна из самых развитых экономик среднего Востока. Влияние этой страны не ограничивается только Средним Востоком, но и распространяется довольно широко за его пределы. В частности, Исламская республика Иран является одним из лидеров Движения неприсоединения. 

Исключительную важность для понимая роли и места Исламской республики Иран имеет знание экономических целей, стоящих перед республикой, в частности, вопросов, касающихся внешней торговли. В данной статье делается попытка проанализировать внешнюю торговлю Ирана, в частности, импорт и экспорт, тенденции товарооборота, проблемы, стоящие перед страной), и, главным образом, отношения с ВТО, статус Ирана в данной организации, перспективы развития сотрудничества Ирана и ВТО и особенности сотрудничества с организацией.

Основные экономические показатели Ирана (по данным Global Competitiveness Report 2015-2016 от 30 сентября 2015 года) следующие:

Объем ВВП $404,1 млрд (2014)

ВВП на душу населения: $5,183

Инфляция: 15,5%

Государственный долг: 12,2% от ВВП

Дефицит госбюджета: 1,4% от ВВП

Неоднозначная ВТО

Выгодно или нет Ирану вступление ВТО, и нужно ли ВТО уступление Ирана в свои ряды – вопрос дискуссионный, на который нельзя дать однозначный ответ в современном мире, где экономика тесно переплетена с политикой. Однако попробуем рассмотреть положение дел в отношениях Иран-ВТО с чисто экономической точки зрения.

Основные торговые партнеры Ирана – Япония (член ВТО, сотрудничество в нефтегазовой сфере, строительстве заводов, освоении месторождений), Китай (член ВТО, сотрудничество идет по нескольким трекам, в частности, в энергетике, строительстве метрополитена электростанций и металлургических мероприятий, нефтегазовой сфере, сельском хозяйстве, судостроении и легкой промышленности), Италия (член ВТО, до введения санкций основным экспортным товаром были – нефть и нефтепродукты, а также ковры, фрукты и сухофрукты, импорт состоит из пластмасс, машин и оборудования, кроме того, несмотря на ограничения, итальянские инвесторы очень активны на финансовых рынках ИРИ), Германия (член ВТО, до санкций - один из крупнейших инвесторов и импортёров нефти, сотрудничество также развивается в пищевой индустрии, и в сфере автомобилестроения), Южная Корея (член ВТО, Иран осуществляет закупки судов, электроники, промышленного оборудования, развивает сотрудничество в нефтегазовой отрасли), Индия (член ВТО, Иран импортирует медикаменты, химическое оборудование, индийские инженеры и программисты осуществляют совместные с иранскими коллегами проекты, а в обмен идет импорт нефти), Турция (член ВТО – тесные связи в нефтегазовой отрасли, импорт машин и бензина),  Пакистан (член ВТО – инфраструктурные проекты), Россия (член ВТО. Между странами развивается сотрудничество в нефтегазовой сфере, атомной энергетике, транспорте, связи, поставках сырья и оборудования, по вопросу освоения космоса, геологоразведки, добыче и обработке углеводородного сырья и многом другом. Перспективы отношений также интересны, это, в частности, банковская сфера, туризм, обмен технологиями, промышленность, рыбное хозяйство…). Из стран, не являющихся членами ВТО в иранской внешней торговле особо отличаются Афганистан (поставки автомобилей, снабжение электроэнергией, оборонная и военная сфера, борьба с наркотрафиком) и Туркмения – (ж/д сообщение, электроэнергия, строительство промышленных предприятий, импорт по СВОП-схемам газа и нефти из Туркменистана в северные районы). 

Таким образом, ясно видно, что большая часть партнеров по внешней торговле являются членами ВТО, а значит, большинство сотрудничающих с ИРИ государств заинтересовано в том, чтобы Иран присоединился к ВТО, равно как и для Ирана присоединение к ВТО позволит интенсифицировать внешнюю торговлю с этими странами.

Вопрос об ИЯП урегулированИран и Шестерка

В июле 2015 года Иран и шестерка международных посредников (пять постоянных представителей Совета Безопасности ООН и Германия) заключили соглашение, призванное урегулировать вопрос об Иранской ядерной программе (ИЯП). Соглашение вылилось в такой документ как Совместный Всеобъемлющий план действий (СВПД), который немного приблизил Иран к организации, так как там (правда, пока только на бумаге) оговорены условия снятия санкций и процесс перехода ИРИ к освоению исключительно мирного атома.

На данный момент Иран имеет статус наблюдателя в ВТО, заявка на членство в организации получена 19 июля 1996 года, также известно, что получено разрешение на ведение переговоров по поводу вступления Исламской республики в эту организацию. 

В соответствии с нормами и правилами ВТО после или при вступлении в организацию должен соблюдаться ряд условий, в частности, экономика Ирана после вступления будет подвергнута серьезной либерализации (уменьшится доля госсектора, будут полностью или частично устранены таможенные барьеры), государство в большей степени подвергнется глобализации и будет тесно связано с мировой торговлей в целом, станет менее изолированной и автохтонной, а значит, во многом утратит возможности регулирования и импортозамещения, не сможет выдвигать лозунг опоры на свои силы. Ирану придется в большей степени считаться с внешнеторговыми интересами других членов организации, например, продавать свою продукцию по ценам, установленным рыночным механизмом организации в целом. Станет более транспарентным финансовый рынок ИРИ.

ВТО отдалена рядом проблем

На пути страны в ВТО лежит несколько ярко выраженных проблем. В частности, это вопрос санкций из-за ИЯП, урегулированию которого положил начало Венский документ от 14.07.2015 (СВПД). Экономика ИРИ не готова к глобализации и нуждается в реформе экономической системы. Доля государства в экономике остается высокой, несмотря на политику приватизации; ситуация осложняется тем, что вопрос о госсобственности прописан в Конституции страны. Более того, Иран сам выдвигает условия, на которые может не согласиться уже ВТО, например, получение разрешения на свободную деятельность иранских банков в Европе. Этот вопрос осложняется особенностями функционирования банковской системы в Иране, основанной на принципе исламского банкинга и выключенной из-за санкций системы СВИФТ. Отмена ввозных пошлин на свои экспортные товары, одно из условий Ирана. Этим шагом он обеспечивает себе возможность продавать свои товары по низким ценам, а значит, становится конкурентоспособным среди развитых стран, это, соответственно, не выгодно многим членам организации. Кроме того, Иран желает иметь возможность приобретать технологии на Западе, что позволит Ирану стимулировать прогресс на внутренних рынках и в далекой перспективе стать конкурентом постиндустриальных стран-членов в области НИОКР. Одна из главных целей Ирана - увеличение инвестиций из европейских стран. Привлеченный капитал, которого сейчас недостаточно, позволит развивать многие отрасли, переживающие сейчас далеко не лучшие времена; странам-членам ВТО данное условие может не понравиться, так как в Иране не самый благоприятный инвестиционный климат.

ИранКроме того, Ирану предстоит решить такие объемные задачи как принятие ряда законодательных инициатив, в соответствии с требованиями ВТО, снижение производственных издержек в ряде отраслей, а также либерализация экспорта товаров и услуг.

Таким образом, вступление ВТО, с одной стороны, соответствует интересам Ирана. Во-первых, большая часть его партнеров состоят в организации и комфортно себя в ней чувствуют. Во-вторых, Иран заинтересован в том, чтобы повысить эффективность своих рынков, что может и обеспечить вступление в ВТО. С другой стороны, проблема согласования своих интересов с интересами является весьма сложной, так как, подстроившись под других, можно понести колоссальные убытки, а эта перспектива является не столь позитивной. На выдвинутых Ираном условиях стать членом ВТО, бесспорно, выгодно, но иначе, обдумывая вопрос, вступать в ГАТТ или нет, Ирану необходимо взвесить все «за» и «против», а потом принять окончательное решение. 

 

Автор: Иляна Бадма-Халгаева



Комментарии
{**}