ЕАЭС в начале пути

27 июня 2014, 08:02 2656

ЕАЭСДоговор о создании ЕАЭС – Евразийского экономического союза, – который должен стать новым этапом интеграции на постсоветском пространстве, должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Главный объединяющий принцип ЕАЭС наследует от своего прямого предка – Таможенного союза, и им является единое таможенное регулирование, основанное на Едином таможенном кодексе.

Необходимо учитывать опыт ТС

Помимо общего таможенного регулирования, в планах унификация национальных законодательств стран-членов в сферах банковского регулирования, инвестиций, технического регулирования и лицензирования. Несмотря на то, что мы видим постепенное продвижение в этом направлении, некоторые аналитики скептически оценивают опыт унификации Таможенного союза: за те несколько лет, что формально существует это объединение, очень многое осталось недоделанным. Например, отмечают более 700 несоответствий положений национальных таможенных кодексов единому законодательству и до 60 таких несоответствий в банковском и инвестиционном регулировании.

Отсюда делается вывод, что вводить общие механизмы регулирования коммерческой деятельности страны не спешат. Напрашивается связь этого факта с данными по статистике товарооборота на территории стран ЕАЭС: в первом квартале 2014 года он сократился на 13%. Эксперты констатируют, что создание нового интеграционного объединения на текущем этапе было скорее политическим шагом, нежели экономическим, поскольку значительные изменения в регулировании взаимной торговле если и будут, то далеко не сразу.

Причины медленной унификации

Среди причин замедленной унификации называют различия в интересах участников союза. Потери, например, российского бюджета в краткосрочной перспективе от унификации торговых правил в рамках ЕАЭС исчисляются миллиардами долларов. Унификация законодательства для других стран порой воспринимается как ущерб экономическому суверенитету. Решение многих спорных вопросов в рамках соглашения было отложено до 2025 года.

Одним из ограничений в создаваемой в рамках ЕАЭС зоны свободной торговли является остающиеся возможности для протекционизма в рамках отдельных отраслей путём льгот и субсидий, что также будет препятствовать созданию свободного рынка. Важной областью остаётся схема поставки нефти из России в Белоруссию, которая была исключена из-под действия ЗСТ: согласно этой схеме, НПЗ на территории Беларуси получают российскую нефть беспошлинно, а Минск выплачивает в российский бюджет экспортную пошлину на нефтепродукты. Однако в ближайшем будущем эта сумма будет уменьшена на 1,5 млрд. долл. В рамках ЕАЭС сохранятся также таможенные ограничения для военной техники и товаров двойного назначения.

На отдалённое будущее запланировано также объединение финансовых рынков – этот вопрос членам ЕАЭС предстоит урегулировать до 2025 года. Результатом объединения рынков станет то, что во всех трех странах будут взаимно признаваться банковские, страховые лицензии и лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг. Скажем, банкам для ведения бизнеса на территории соседней страны не нужно будет создавать "дочку" и получать лицензию у местного ЦБ, достаточно будет открыть филиал.

ЕАЭС

"Еще многое предстоит сделать, отмена лицензий возможна только при создании некого единого регулятора, который, как задумывается, будет находиться в Астане. Когда он будет создан, уже нельзя будет говорить о российском банке или казахском банке", - приводит РБК слова  директора банковского института ВШЭ Василия Солодкова. Кроме того, ведётся работа по созданию общего страхового рынка. А вот что касается общего валютного рынка, о котором шла речь ещё весной, то его создание, похоже, откладывается в ещё более долгий ящик: "К валютному союзу страны пока не готовы", – пишет РБК, ссылаясь на источник в ЕЭК.

Экспертная оценка

О том, каковы перспективы унификации в рамках нового экономического союза, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Роберт Шлегель, депутат Госдумы, член комитета по СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками: "Следует понимать, что унификация, сама по себе, не является целью интеграционных процессов. В ЕАЭС объединяются очень разные страны, со своими традициями, в т.ч. и законодательными. Никто не собирается навязывать всем единый свод правил, по которым им жить. Интеграция происходит преимущественно с экономическими целями - созданием единого рынка, и в этом вопросе, конечно, требуется привести в соответствие достаточно большой массив нормативно-правовых актов. К примеру, это и реформа существующего Таможенного кодекса Таможенного Союза, и вопросы взаимозачета лицензий на предпринимательскую деятельность, объединение страхового рынка и многое другое. Однако, нельзя говорить о том, что необходимость решения данных вопросов является препятствием для интеграции. Их решение - это и есть сам процесс интеграции и он вполне успешен".



Комментарии
{**}