Оппозицию отфильтруют

10 июня 2014, 13:16 1814

Муниципальный фильтрНа предстоящих в сентябре губернаторских выборах в российских регионах кандидатам придётся столкнуться с внедрённым в 2012 году механизмом так называемого муниципального фильтра. Его суть заключается в том, что для выдвижения на губернаторский пост кандидату придётся заручиться поддержкой определённой доли муниципальных депутатов региона. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, варьируется от региона к региону. В долевом выражении, необходимо будет собрать от 5% подписей депутатов в Кировской области до 10% в Ивановской области, Коми и Петербурге.

Например, на выборах в Приморье, где от кандидатов требуется заручиться поддержкой не менее чем 7% муниципальных депутатов, необходимо будет собрать как минимум 150 подписей. Эта цифра отсеивает оппозиционные партии: «Гражданская платформа» в регионе решила не вступать в борьбу совсем и поддержать действующего врио губернатора Владимира Миклушевского; «Яблоко», хотя и настроены продолжать борьбу, вынуждены были признать – преодолеть муниципальный фильтр вряд ли удастся. 

Перед политтехнологами встаёт непростая и весьма ресурсозатратная задача сбора депутатских подписей. Отдельную проблему здесь создаёт необходимость поиска и налаживания контактов с самими депутатами, ведь такой информацией кандидату от оппозиционной партии завладеть подчас весьма непросто – в отличие от партии власти.

Пример Навального показателен

Здесь можно вспомнить пример избирательной кампании Алексея Навального на пост мэра Москвы – тогда «выходом» на депутатов районов в течение трёх недель занимался специально созданный в штабе отдел размером порядка 30 человек. Причём стоит отметить, что уровень информационной открытости в Москве намного выше, чем в регионах, а, следовательно, получение доступа к такого рода информации на порядок проще. Кроме того, количество муниципалитетов – а, значит, и депутатов, – в отдельных регионах намного превышает это количество в столице. В регионах просто сбор контактной информации о депутатах грозит стать весьма нетривиальной задачей для штаба кандидата.

Следующей проблемой после налаживания непосредственного контакта с тем или иным депутатом для кандидатов станет убедить депутатов «отдать» подпись. Дело в том, что закон позволяет депутатам подписаться лишь за одного кандидата, а вторая и последующие подписи признаются недействительными. Находясь под давлением партийных указаний, а также нередко, как это отмечается экспертами, под подчас прямым влиянием региональных властей – в том числе и непосредственно действующего губернатора, – депутат вынужден дважды подумать о том, стоит ли отдавать подпись оппозиции. 

В интервью «Газете.ру» замглавы предвыборного штаба Навального Роман Рубанов рассказал и следующую практику: «Когда мы преодолели планку в 40 подписей, мэрия взяла большинство муниципальных депутатов Москвы, и они все подписались за Собянина у нотариуса. <…> Поэтому, если мы берем подпись у депутата, они достают вторую из сейфа и называют нашу недействительной. Таким образом они очень сильно снизили количество возможных депутатов, у нас их осталось около 500».

Таким образом, надо признать, что муниципальный фильтр станет значительной помехой для подавляющего большинства кандидатов не от «партии власти».

Экспертная оценка

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий прокомментировал введение муниципального фильтра в интервью корреспонденту агентства "Деловые Муниципальный фильтрНовости":
"Муниципальный фильтр станет абсолютным препятствием для кандидатов от оппозиции. В том виде, в каком он существует, механизм позволяет действующей региональной власти самой решать, кого допускать до выборов, а кого не допускать. Практически ни один кандидат ни в одном регионе не может собрать достаточное количество подписей муниципальных депутатов без гласного или негласного согласия региональной власти. В подавляющем большинстве случаев у оппозиционных партий не допускается самовыдвижение. При этом у подавляющего числа оппозиционных партий недостаточно абсолютного числа муниципальных депутатов для обеспечения достаточного количества подписей, а если даже такие депутаты и есть – например, у коммунистов в некоторых муниципалитетах, – очень трудно соблюсти правило о том, чтобы эти депутаты представляли должное количество муниципальных образований. Поэтому добрать до нужного числа возможно только либо с помощью независимых депутатов, либо даже с помощью единороссов – как показывает анализ подписей якобы оппозиционных кандидатов на прошлых выборах, очень много подписей даёт «Единая Россия»: коммунистам несколько меньше, а остальные кандидаты эти подписи получают. При этом совершенно ясно, что депутат «Единой России» может поставить подпись для оппозиционного кандидата только с ведома губернатора".



Комментарии
{**}