Программа приватизации

22 июля 2013, 13:58 5221

Принятая правительством в конце июня программа приватизации, с одной стороны, достаточно масштабна, так как включает свыше тысячи предприятий. С другой – здесь отсутствуют крупные компании из стратегических отраслей. Какую задачу решают такие действия?

Основные цели программы приватизации

программа приватизации предприятийВ каждой стране они свои. В России можно выделить сразу несколько основных целей: пополнение бюджета, работа по качеству управления бизнесом, потепление инвестиционного климата и помощь компаниям в привлечении средств, что очень сложно, если собственником является государство.

Власть долго не могла решить, какая из задач должна стать приоритетной. Многолетние заявления о том, что программа приватизации вопрос идеологический, пока реальных подтверждений не находят. Как и утверждения, что активы не должны отдаваться за бесценок – именно такими примерами пестрят СМИ.

А уж если говорить про заботу о предприятиях, выкупленных в собственность, то тут чиновники имеют особое мнение. Одно из последних событий – снижение государственной доли в ВТБ – это подтверждает. Напомним, что в текущем мае акции ВТБ размещены в виде допэмиссии, а не в виде прямой продажи. Таким образом, вырученные финансовые средства пошли не в бюджет страны, а на развитие самого ВТБ.

Начало текущей программы приватизации положил Андрей Белоусов, а закончил Алексей Улюкаев. И если вначале еще существовали сомнения в основной ее задаче, то Дмитрий Медведев сразу интригу развеял. Он озвучил, что главное намерение правительства заключается в продаже активов по самой большой стоимости. А модернизация и прочие улучшения работы предприятий, соответственно, отошли на второй план. При этом премьер обмолвился, что в его правительстве достаточно людей, не желающих ничего продавать вообще.

Планы невыполнимы в принципе?

ВТБ-банкЧуть более года назад принималась наиболее амбициозная программа приватизации за всю историю. Тогда планировалось до 2016 года полностью продать ВТБ, «Аэрофлот», «Роснефть», частично выйти из капитала «Роснано» и РЖД, реализовать десятки стратегических предприятий. Мало кто воспринимал эти планы всерьез, причем обоснованно.

Железнодорожники доказывали, что максимум, с чем они могут без ущерба расстаться – это 5% (запланировано было 25). «Роснефть», которую к тому моменту возглавлял Игорь Сечин, вообще повела политику, прямо противоположную решениям правительства – стала скупать сырьевые компании. Накопление таких активов никаких программ приватизации, разумеется, не предусматривало.

Кроме активного сопротивления госкомпаний, чье руководство не желало терять над ними власть, неизбежно возникал другой вопрос – кто сможет все это купить. Отечественный фондовый рынок переварить такое количество серьезных предложений не в состоянии. Поэтому создается впечатление, что с программой приватизации правительство несколько лукавило. Выполнить ее без привлечения зарубежных инвесторов было бы нереально. А переговоры со стратегическими партнерами и будущими собственниками – это несколько лет времени, поэтому реализовать замысел до 2016 года становилось проблематичным.

В итоге почти ничего и не делалось. Случались, конечно, отдельные продажи, которые ничего не решали в глобальном масштабе. Сбербанку удалось разместить около 7,6% акций, «Роснефть» отдала часть активов британской ВР в рамках приобретения ТНК-ВР, что уменьшило государственную долю.

Новая программа приватизации без ключевых активов

РоснефтьВласть не намерена в ближайшие годы расставаться ни с «Роснефтью», ни с ВТБ, ни со Сбербанком (доля государства здесь и так чуть более половины). Зато планы выглядят достаточно реалистичными, ведь из крупных компаний для продажи осталось всего четыре: Роснано, Росспиртпром, Объединенная зерновая компания и Ростелеком. Последний выглядит очень перспективным, однако на фоне многолетней реорганизации, которая пока не завершена, продажа его станет достаточно сложным процессом.

Отодвинуты программой приватизации частичные продажи акций нескольких крупных компаний на середину 20-х годов. Это, в том числе, ОАК и ОСК (авиастроительная и судостроительная корпорации). В ОАК государство хочет сохранить за собой контрольный пакет вместо 83%, которые ему принадлежат сегодня. В ОСК планируется оставить 75% акций (сегодня корпорация на 100% государственная).

Реалистичность вовсе не означает обязательного выполнения поставленных задач. Мы уже убеждались, что чиновники легко могут отредактировать любой документ постфактум, если возникают проблемы. Государство оставляет за собой контроль в бюджетообразующих отраслях, так как продажа даже части ведущих предприятий не предусмотрена. Ясно и то, что монополии в нефтегазовой и банковской сфере точно сохраняются.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}