Федеральная контрактная система

14 мая 2013, 11:30 2759

федеральная контрактная системаВсе организации, которые работают через федеральную контрактную систему по закупкам оборудования и сложной техники, постоянно сталкиваются с проблемами. Большинство из них уверены, что закон о закупках (ФЗ-94) был удобен только властным руководителям, чиновникам антимонопольной службы, но только не поставщикам и бюджетным организациям. Только десятая часть опрошенных видели положительные моменты и считают нормы закона хорошим рычагом против коррупции.

Время нового закона пришло – и федеральная контрактная система вступит в действие с началом будущего года. Однако новый законопроект 44-ФЗ, принятый пятого апреля, вызвал неоднозначную реакцию у тех, чью деятельность призван регламентировать. Они не были вовлечены в процесс формирования норм, и вынуждены просто выполнять правила игры, которые им навязали, потому что новый закон труден для выполнения поставщиками и требует профессиональной контрактной службы от заказчика. Но обо всем по порядку.

Как работает действующий закон о закупках

Принятая в 2005 году федеральная контрактная система была направлена на регламентацию процедуры закупки, которая производилась на средства федерального или местных бюджетов. Была создана общая информационная система, поставщики имели возможность добиться обжалования неправомерных действий заказчиков.

Однако сам процесс закупок оценивается в 60% случаев негативно. К примеру, при поставках медицинского оборудования заказчики (поликлиники и больницы) вынуждены приобретать неспециализированную технику или стандартное оборудование, потому что федеральная контрактная система ограничивает возможности покупки узкоспециализированных устройств и приборов, заставляя работать с единым поставщиком.

В действующем законе многое вызывает негатив: понятия аналога и эквивалента, разбивка на лоты, обязательные торги на понижение цен, определяющая роль стоимости при оценке предложений, аукционные закупки и ограниченный перечень комплектующих и запасных частей. Очень долго ведутся конкурсы и недостаточно оперативно перечисляются выделенные средства. Чаще всего поставщики кредитуют заказчиков и страдают от несвоевременных взаиморасчетов.

Что изменится с приходом новых норм (44-ФЗ)

нормы ФЗ-44К сожалению, большинство норм федеральной контрактной системы, от которых призывали отказаться участники рынка, остались. Решения по привлечению специалистов не принято, как и постепенного повышения характеристик закупаемого оборудования, наличия дополнительных требований к товару, отказа от товара несоответствующего качества. Зато заказчик, в случае неожиданного урезания бюджетных средств, предназначенных для закупки оборудования, получил возможность в одностороннем порядке пересмотреть контракт в части оплаты. Такая норма крайне невыгодна поставщикам.

Старый закон регулировал только закупку товаров, новая федеральная контрактная система нацелена на полный цикл (от прогнозов потребности и учета рисков до осуществления поставок и начала использования товара). Все закупки будут проводиться исключительно через аукционы и конкурсы, поставки у единственного поставщика допустимы исключительно в определяемых законом случаях.

Продолжится развитие информационной закупочной системы, которая станет доступна всем. Здесь будут размещаться планы закупок, информация о действующих контрактах, библиотека типовых документов, информация о жалобах, проверках и предписаниях. Отечественные производители и поставщики получают по федеральной контрактной системе некоторые преференции. Одновременно будет ужесточен контроль эффективности плановых закупок.

Удастся ли закупать просто и куда денется коррупция?

куда денется коррупцияСогласно официальным данным, до 40 процентов государственных закупок производится у единственного поставщика, что практически свидетельствует о «заинтересованности» должностных лиц. В сумме это около трех триллионов рублей каждый год. По мнению ответственных за новые нормы, которые предусматривает федеральная контрактная система, коррупция и откаты становятся практически невозможными.

Предусмотрены в законе и антидемпинговые меры. В конкурсе смогут принимать участие только компании, обладающие реальными возможностями поставок заявленных товаров, особенно это важно в проектах поставок инновационных товаров. На стадии закупок ограничена возможность спекулятивных манипуляций ценой, предусмотрена предквалификация участников госторгов.

Однако для полного функционирования закона необходимо оперативно разработать и принять около 60 документов, 37 из которых – еще в этом году. Причем принятие документов будет очень сложным, так как затрагивает интересы многих, и противостояние станет настолько ощутимым, что под угрозой может оказаться сама концепция закона.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}