Модернизация российской системы образования

05 августа 2012, 21:52 2800

Правительство одобрило закон «Об образовании». Законопроект обсуждался полтора года, и в течение ближайшей недели поступит на рассмотрение в Госдуму. Согласно закону, понятия «сетевого» и «дистанционного» образования входят в официальный язык, образовательные услуги становятся более прозрачными, но очень мало внимания уделяется дошкольному образованию.

Представляя законопроект перед членами кабинета министров, глава правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что образование в России остается бесплатным. Для реализации норм нового закона в 2013 году потребуется выделить дополнительно 16 млрд. рублей из бюджета РФ. Премьер подчеркнул, что кроме решения проблем образования, закон должен стать также основой развития человеческого потенциала страны.

Студенты и маленькие дети – кто важнее

Студенты и маленькие дети - кто важнееНововведения открывают ценные перспективы перед учащимися. Круг организаций расширяется, как и формы собственности образовательных учреждений. Дошкольное образование пополняется новыми формами, включая домашнее образование. Благодаря дистанционным курсам и модульным системам, а также сетевому взаимодействию вузов, студенты могут выбирать полюбившиеся учебные курсы в разных учебных заведениях, признаваемых друг другом. В таком случае, диплом теперь может быть составным, отмечает министр образования Дмитрий Ливанов.

Всего одна глава в законе посвящена дошкольному образованию. Закон вводит понятия «индивидуальной педагогической деятельности» и «семейного образования» в воспитание детей дошкольного возраста. Ничего не сказано в документе о равенстве условий для муниципальных и частных дошкольных учреждений. По мнению научного руководителя Института развития образования Исака Фрумина, дошкольное образование является не менее важным, чем школьное или вузовское. Но сегодняшняя законодательная база остается проблемной в вопросе развития частных детских садов, которые остаются необходимым звеном образовательного процесса.

Больше внимания авторы закона уделили школьному и высшему образованию. Профсоюз «Учитель» отметил ценную возможность изменения зарплат учителей.

Надежды на повышение учительских зарплат

надежды на повышение зарплат учителяПедагогический профсоюз рассматривает закон как основу для усовершенствования образовательной системы. Ценным предложением на заседании правительства стал тезис о равенстве одной ставки учителя средней заработной плате по региону. Пока что уровень средней заработной платы для учителя достигается нагрузкой на него почти двойного объема труда. А при таких условиях, отмечает Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза "Учитель", качественного преподавания достигнуть невозможно.

По мнению Демидова, часы сверх ставки должны оплачиваться по двойному тарифу, как сверхурочные. Кроме того, зарплата учителя должна привязываться к уровню средней зарплаты в промышленности, а не в экономике в целом.

Претензии к закону высказывает и директор московской Филипповской школы Михаил Поваляев. Новый закон называет систему образования «образовательными услугами». В такой формулировке образование ставится в подчинение рынка труда, нивелируя значимость образования для общества.

В чем же прогресс?

мнение Исака ФруминаФрумин хвалит закон за стремление успевать за изменениями в отрасли. Понятия «сетевого» и «дистанционного образования» выводятся из внеправового поля, ускоряя процесс развития инновационных форм образования в России. Теперь сетевые учебные центры (часто организованные совместно с компаниями) могут свободно существовать в системе образования страны, опираясь на соответствующую нормативную базу.

Более того, закон акцентирует внимание на качестве образования. Фрумин подчеркивает, что надзорная составляющая закона со стороны потребителя особо сильна. Но для достижения прозрачности работы учебных заведений потребуются дополнительные акты, считает профессор.

Негосударственные учебные заведения надеются, что закон позволит им пользоваться равными правами с учреждениями государственной формы собственности, включая условия финансирования, условий уплаты налога и т.п. Фрумин поддерживает эту точку зрения, ведь для сравнения качества предоставляемых услуг просто необходимо предоставить равные условия для развития учреждений.

По мнению экспертов, закон еще нуждается во множестве доработок, но нельзя отрицать, что его принятие является серьезным шагом, который делает Россия в сфере образования.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}