Счетная палата нашла нарушения в деятельности китайских импортеров

29 июля 2015, 06:32 1168



По данным сотрудников счетной палаты, импортеры из Китая нашли способ, как избежать уплаты таможенных сборов и налогов. Китайские товары стали ввозить не напрямую через границу между КНР и Россией, а через Казахстан, который является нашим партнером по Евразийскому союзу. Тем самым, бюджет РФ недополучает существенную сумму.

Импорт из КитаяМиллиардные потери бюджета

Согласно произведенной аудиторской проверки Сергеем Штогриным, российский бюджет лишился 1,5 млрд рублей за прошедший год. Правительство и Федеральная таможенная служба уже получила отчет аудитора по результатам анализа добросовестной уплаты таможенных платежей для товаров из Китая. В этом документе говорится, что по отдельным категориям товаров наблюдается увеличение объемов ввоза на территорию Казахстана и одновременно снижается их ввоз в Россию. Это может указывать на возможное «перетекание» декларирования этих товаров из РФ в Казахстан.

Данный процесс работает следующим образом: согласно договору о Евразийском союзе, между Республикой Казахстан и Россией не существует таможенной границы, т.е. товары между двумя странами могут свободно двигаться из одной территории в другую без дополнительных налогов и пошлин. А так как в Казахстане ставка НДС при ввозе товара составляет 12%, а не 18% как в России, импортеры значительно на этом экономят. Кроме того, работники казахской таможенной службы более лояльно относятся к импортируемым товарам, что помогает занизить таможенную стоимость товара и, соответственно, сэкономить на выплатах.

Больше всего потерь от импортных товаров легкой промышленности

Импорт из КитаяВ отчете аудитора приводятся конкретные цифры, которые касаются в основном продукции легкой промышленности. Так, например, количество головных уборов, ввозимых в Республику Казахстан, увеличилось на 52%, а в Россию уменьшилось на 43%, ввоз маек в Казахстан увеличился на 27%, в Россию уменьшился на 31%. Для различных чулочно-носочных изделий показатели составляют 209% против 12%, а для перчаток и рукавиц 409% рост в Казахстане соответствует 19% снижению в России. 

Более того, из аудиторского отчета следует, что абсолютно одинаковые товары при пересечении границы с Казахстаном и РФ декларируются по разной стоимости. За 2014 год средняя таможенная стоимость продукции на российско-китайской границе выросла на 20%-30%, а на казахско-китайской подешевела примерно на столько же. Помимо этого, в Казахстане наблюдается значительное увеличение пропускной способности таможенных пунктов на границе Казахстана и Китая, в то время как российские пункты пропуска развиваются более медленными темпами и не соответствуют современным требованиям таможенного оформления и таможенного контроля. Такая ситуация подталкивает и некоторых российских участников обмена переносить таможенное оформление в другие страны-участницы Таможенного союза.

Как сообщает представительство таможенной службы РФ в Республике Казахстан, за прошедший год риски возможных потерь федерального бюджета, вызванных вышеперечисленными хитростями со стороны импортеров, когда товары, произведенные в дальнем зарубежье, декларируется в Казахстане и после перетекают на территорию нашей страны, составили 1,47 млрд рублей, или $38,2 млн. 

Мнение экспертаИмпорт из Китая

О том, каким образом можно снизить данные риски и предотвратить утечку денег из бюджета, корреспондент ДН поговорил с Русланом Булатовым, независимым экспертом в области международных экономических отношений. По словам собеседника «Деловых Новостей» для борьбы с нелегальным ввозом, необходимо в срочном порядке приводить в соответствие налоговые и таможенные правила на всей территории Евразийского Союза: «Бизнес всегда ищет способы минимизации издержек - на этом построен весь процесс предпринимательства. У предпринимателей, занимающихся импортом товара из Китая появилась возможность ввозить грузы через Казахстан и не платить большие налоги и таможенные пошлины - почему бы им этим не воспользоваться? С точки зрения законности действий бизнеса ничего криминального в этом нет. С точки зрения государства - Россия недополучает огромные средства, которые могли бы пойти на финансирование государственно важных проектов, тем более в экономически трудный период. Я считаю, что необходимо форсировать работу над приведением к единому знаменателю всех таможенных и налоговых тарифов на территории ЕАЭС - это позволит гармонизировать все бюджеты и даст всем государствам импульс развивать собственную международную торговлю, а не пользоваться чужими успехами».



Комментарии
{**}