Госкомпании заставят покупать у малого бизнеса

10 июля 2015, 05:08 1440



Дмитрий МедведевПремьер-министр Дмитрий Медведев подписал во вторник постановление, устанавливающее доли для малого бизнеса в общем объёме закупок крупных госкомпаний. Согласно документу, в 2015 году госкомпании с выручкой более 10 млрд. рублей будут обязаны предоставлять малому бизнесу не менее 9% от всех контрактов на закупки. При этом 5% контрактов госкомпании будут обязаны заключать напрямую, без оформления договора субподряда. 

Соответствующие квоты уже регулировались выпущенным в конце прошлого года постановлением: там их размер определялся как 18% и 10% соответственно. Однако затем было решено урезать квоты на 2015 год, чтобы создать переходный период для госкомпаний. В Минэкономразвития поясняют, что постановление вступило в силу с 1 июля 2015 года, поэтому от госкомпаний ожидают выполнения половины годовой квоты.

Госкомпании выступают против нововведения

Против введения ограничений для закупок неоднократно высказывались представители госкомпаний. Так, прошлым летом президент “Роснефти” Игорь Сечин обращался с письмом к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором жаловался на “необоснованность и неисполнимость” требований правительства. Сечин писал, что 90% закупочных заявок компании составлены на сумму свыше 1 млрд. рублей каждая, которые на практике не могут быть выполнены малыми предприятиями, поэтому достижение требуемой квоты невозможно. В качестве альтернативного варианта Сечин предлагал применять квоты не к исполнителям контрактов по закупкам, а к участникам конкурса: последнее условие исполнить было бы проще.Государственные закупки

В некоторых компаниях, впрочем, к введению квот относятся спокойно. Так, “Ведомости” со ссылкой на представителей компаний пишут, что в “Россетях” и “Росатоме” требуемый отныне объём закупок у малого бизнеса обеспечивался и ранее. Как сообщает представитель “Росатома”, компания размещает до 13% заказов у предприятий малого и среднего бизнеса. Впрочем, если под сокращённые квоты эта цифра ещё попадает (хотя и с неизбежной поправкой на средний бизнес), до полного соответствия ранее принятым нормам, выполнение которых будут требовать с 1 января 2016 года, компании ещё нужно будет модифицировать свою закупочную политику.

Необходимо создать систему сертификации качества

В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что устанавливать квоты на закупки госкомпаний следовало бы лишь в совокупности с созданием системы сертификации качества закупок. Без такой системы качество поставок по размещённым заявкам фактически ничем не гарантировано.

Эксперты также напоминают, что в стратегических планах правительства – увеличение объёма закупок у малого бизнеса до 25% к 2025 году. Поэтому у госкомпаний не остаётся выбора, кроме как постепенно адаптироваться к меняющимся условиям в этой сфере. Тем не менее, некоторые эксперты, - например, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, - считают, что единое регулирование квот невозможно, так как в определённых отраслях закупки у малого бизнеса трудноосуществимы, поэтому регулирование квот следует также дифференцировать.

Мнение эксперта

Государственные закупкиАналитик Центра энергетических исследований Дмитрий Мальцев прокомментировал для “Деловых Новостей” введение квот для малого бизнеса в закупках крупных госкомпаний:

Идея ввести квоты на осуществление закупок у малого бизнеса не нова – заставить госкомпании осуществлять закупки у малого бизнеса кажется неплохим способом для демонополизации этой сферы, так как считается, что малые предприятия несправедливо исключаются из тендеров, не получая доступа к выгодным контрактам. Впрочем, не следует забывать, что для такого исключения есть – хотя, конечно, не всегда, - объективные основания. 

Самое серьёзное из них – объёмы контрактов. Госкомпании нередко осуществляют закупки в масштабах, в которых малый бизнес не работает вовсе – это контракты на суммы свыше миллиарда рублей. Кроме того, специфика деятельности госкомпаний может также вести к объективному исключению малых предприятий из тендеров. Например, если Росатом хочет заказать оборудование для строительства очередного реактора, то найти малое предприятие, способное выполнить контракт, просто невозможно. Естественно, бывают контракты и поменьше, которые малый бизнес вполне может потянуть, но их доля находится в зависимости вида деятельности компании и не должна, на мой взгляд, единообразно регулироваться на федеральном уровне. Кроме того, те заявки, которые малый бизнес был способен реализовать, он реализовывал и до внедрения квот: руководство госкомпаний стремится к оптимизации расходов по закупкам, поэтому на более выгодные предложения со стороны малых и средних предприятий они и так давали зелёный свет.



Комментарии
{**}