Правительство увязывает электрички с автодорогами

27 мая 2015, 12:24 1657



В феврале, когда сюжет об отменённых электричках в регионах стал «максимально громким», президент поручил правительству принять меры для того, чтобы регионы возобновили договоры о региональных пассажирских перевозках с пригородными пассажирскими компаниями (ППК), принадлежащими РЖД.

ЭлектричкиПредполагаемые меры

Среди мер, разработанных в правительстве для реализации президентского поручения, есть и весьма нестандартные. Так, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в правительстве, одна из таких мер состоит в увязывании получения субъектами федеральных субсидий на развитие сети автомобильных дорог с заключением договоров о перевозках с ППК. Эта мера содержится в постановлении правительства о распределении вспомогательных трансфертов регионам на их дорожное хозяйство, которое определяет судьбу 60 млрд. бюджетных рублей, которые будут выделены в 2015 году на крупные проекты федерального значения и расширение пропускной способности дорожной сети.

В протоколах заседаний правительственной комиссии по транспорту описан механизм, по которому регионы смогут претендовать на «дорожную субсидию»: для этого субъект должен будет предоставить комиссии договоры с ППК по транспортному обслуживанию на 2015 год, а также соглашения об урегулировании долговых претензий компаний к субъектам. Кроме того, необходимо подтверждение того, что ППК, обслуживающая регион, по новому договору получит полную компенсацию убытков от тарифного регулирования. Лишь после этого комиссия должна одобрить предоставление региону субсидий на развитие автодорожной сети.

Регионы могут лишиться субсидий

В случае, если регион не сможет предоставить требуемые документы до конца мая, или же предоставленные документы не будут одобрены комиссией по транспорту, причитающиеся региону субсидии уйдут другому субъекту. 

По данным «Ведомостей», процедуру одобрения прошли к настоящему моменту 49 регионов, причем каждый второй – на условиях доработки договоров с ППК. Издание сообщает, что среди этих регионов нет Вологодской, Псковской, Тульской и Новгородской областей и Забайкальского края – субъектов, где пригородное железнодорожное сообщение было отменено полностью. При этом одобренные регионы ещё не получили саму субсидию, так как не предоставили обновлённые программы развития дорожного хозяйства.Электрички

«Ведомости» приводят в пример цифры бюджета дорожного фонда Псковской области, который на 2015 год составил 3,4 млрд. рублей, сопоставляя их с трансфертами, «увязанными» с электричками – 1,1 млрд. рублей. Таким образом, сумма, которую может получить область, весьма значительна для развития её автодорожной сети.

Мнение эксперта

Политолог Алексей Бондарев поделился с корреспондентом «Деловых Новостей» своим мнением относительно решения правительства увязать решение проблем с пригородными железнодорожными перевозками и федеральную поддержку дорожного строительства:

Такое увязывание вопросов развития дорожной сети и восстановления пригородного дорожного сообщения – весьма неординарное решение, и его реальные причины и последствия вряд ли лежат на поверхности. Оно, в принципе, симптоматично для оценки российского федерализма на современном этапе в целом. В правительстве предполагают, что пригородное железнодорожное сообщение развивать по умолчанию эффективнее для каждого субъекта, отказываясь от рассмотрения конкретных деталей – здесь проявляется универсалистский подход к региональной политике, к сожалению, всё более усиливающийся в последние годы в России.

ЭлектричкиНа самом же деле ответственность за развитие пригородного сообщения или автодорог, то есть, собственно, за выбор развития того или другого – раз уж так стоит вопрос – должна лежать на региональной власти, и механически вынуждать её решать возникшие проблемы с РЖД бюджетным принуждением, на мой взгляд, неправильно. Другой вопрос, что дело об отменённых электричках получило большой резонанс, о них спрашивали президента в ходе «прямой линии», в правительстве его курирует лично Аркадий Дворкович – всё это позволяет электричкам затмевать по значимости вопрос развития региональной автодорожной сети. Но в то же время не следует считать, что автодороги находятся в менее критическом состоянии и меньше нуждаются в модернизации, для которой необходимы трансферты из федерального бюджета. Напротив, автодороги могут иметь большее значение для регионального развития, поскольку обеспечивают не только движение пассажиров, но и движение грузов. Поэтому увязка финансирования развития автодорог с решением споров с ППК выглядит, на мой взгляд, не вполне соответствующей реальным интересам населения в регионах.



Комментарии
{**}