Кончаловский и Михалков просят у государства 1 млрд. рублей на создание сети ресторанов

10 апреля 2015, 23:40 1981

Михалков и Кончаловский
Андрей Кончаловский и Никита Михалков просят президента о государственной поддержке в создании национальной сети общественного питания – сообщает «Коммерсант». Они просят о выделении бюджетных средств в объёме 971,8 млн. рублей для создания пилотного проекта – сети кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!», принадлежащим жене Андрея Кончаловского Юлии Высоцкой.

 

Мегапроект русского общепита

Авторы инициативы объяснили свою идею необходимостью способствовать импортозамещению, создавая альтернативы зарубежным сетям быстрого питания. Сеть должна состоять из кафе, совмещённых с магазинами, в которых будет продаваться еда, приготовленная на региональных «фабриках-кухнях», больше трети продуктов на которые будут поступать от поставщиков в том регионе, где они находятся. Окупить проект предполагается за 4,8 года.   

по родственному
В письме, направленном Кончаловским и Михалковым на имя Владимира Путина, содержится также идея о том, чтобы создаваемая сеть фабрик-кухонь поставляла питание в социальные учреждения – детские дома и дома престарелых. Именно «социально-политическим характером проекта» его авторы обусловливают необходимость в государственном финансировании.

В конце марта президент поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу рассмотреть этот проект в правительстве «в контексте решения задач импортозамещения». По мнению Андрея Кончаловского – его слова приводит «Коммерсант» - проект укладывается в существующую государственную стратегию поддержки малого и среднего бизнеса и отечественного сельского хозяйства.

Юлия Кончаловская, наибольшую известность получившая в качестве ведущей телепередачи «Едим дома!», уже давно активно занимается бизнесом, владея двумя ресторанами, производством замороженных овощей и интернет-магазином кухонной мебели. Кроме того, Кончаловской принадлежат доли ещё в ряде коммерческих предприятий.

 

Всеобщий скепсис

Участники рынка новость об инициативе Михалкова и Кончаловского восприняли в целом положительно: крупнейший игрок на рынке бюджетного общепита компания McDonald’s прокомментировала её в духе «на рынке места всем хватит» - оборот рынка общепита в России действительно продолжает расти, несмотря на кризис. Владелец сети «Теремок» Михаил Гончаров одобрил перспективу создания общепитов с государственным участием.

Макдональдс Однако в экспертной среде проект встречает, скорее, скептические оценки. С одной стороны, говорится о слишком высоких рисках создания подобного проекта фактически «с нуля» и о практическом отсутствии компетенций в сфере бюджетного общественного питания у его инициаторов. С другой – отмечается внимание к проекту со стороны президента и рассмотрение его на правительственном уровне, что некоторые эксперты трактуют как возможное применение некоторых идей проекта, если не его полная реализация.

 

Мнение эксперта

Политолог Алексей Бондарев в комментарии для «Деловых Новостей» раскритиковал инициативу режиссёров, назвав её абсурдной и популистской:  

Идея, конечно, довольно странная. Во-первых, сама концепция создания сети общепитов на государственные деньги это довольно экстравагантно. Словом «импортозамещение» сегодня, выходит, можно оправдать любую, даже самую абсурдную бизнес-идею. А если к нему добавить идею противостоянию американскому бренду, то можно уже и просить под эту идею госфинансирование. McDonalds вообще в последнее время стал представлять собой одну из принципиальных линий ценностного раскола в стране: критиков, впрочем, меньше чем клиентов сети. При этом то обстоятельство, что из-за кризиса были сокращены проекты господдерджки малого и среднего бизнеса, делает такое предложение просто-напросто неприличным.  

Во-вторых, господа Михалков и Кончаловский предлагают создать не просто сеть общепитов, а фактически вложить миллиард из бюджета в уже существующий бренд, принадлежащий жене господина Кончаловского. При этом и Михалков, и Кончаловский известны в первую очередь как режиссёры, а не бизнесмены. Вот уже, действительно, «венчурный» госпроект может получиться!  

В-третьих, не вполне понятно, исходя из чего были расчитаны сроки окупаемости проекта. Предпринимательство предполагает риск, и поэтому при создании бизнеса всегда есть риск того, что проект «не взлетит». Зачем, например, нужна ещё одна крупная сеть, когда и так полно фастфудов, что сами авторы идеи и утверждают? А если считают, что на рынке действительно есть для них ниша, так можно же самостоятельно туда зайти, без бюджетного миллиарда. В общем, инициатива эта никакого серьёзного характера носить в принципе не может, а если её авторы расчитывали на положительный популистский эффект с целью увеличения собственного политического капитала, то здесь он весьма спорен.



Комментарии
{**}