Китай готовится к масштабным инвестициям в Россию

31 марта 2015, 13:17 53603

Азиатский экономический форум
Азиатский экономический форум, проходящий в эти дни в китайском Боао уже успели окрестить «азиатским Давосом» за его масштабность и значимость. Для России этот форум, похоже, приобретает особое значение, становясь широкой площадкой для диалога с азиатским миром и, прежде всего, с Китаем.

 

Соединить Европу и Азию

Азия
В субботу на площадке форума выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявивший о масштабных планах по инвестиционному партнёрству между Россией и Китаем. «Как мы понимаем, если наш президент выдвинул инициативу от Лиссабона до Владивостока, то через Шелковый путь как раз эта граница расширяется на восток. И в рамках этой большой программы может образоваться экономическое партнерство, по аналогии с ЕС», – отметил он.

Проект нового масштабного проекта, заключающегося в создании обширной транспортной инфраструктуры на пути из Азии в Европу, был предложен России Пекином. Заинтересованность с российской стороны крайне высока.

Предполагается, что строительством инфраструктуры, включающей дороги и морские порты, займётся специально созданная структура – Азиатский банк инфраструктурных проектов. О присоединении к банку заявила и Россия. По оценкам экспертов, объём инфраструктурных инвестиций в Азию может достичь 8 трлн. долларов уже в ближайшие пять лет, и часть из них может быть сделана на российской территории.

«Это китайская инициатива, совсем недавно было объявлено, что европейские государства готовы войти в этот банк. Наши китайские партнеры нам неоднократно предлагали участие в капитале этого банка», — сообщил Игорь Шувалов.

 

Китайцев интересуют инвестиции в Россию

Среди проектов, находящихся на обсуждении – новых морских портов на Дальнем Востоке, железных и автомобильных дорог. Китайская сторона выражает большой интерес в создании прямого скоростного железнодорожного сообщения между Пекином и Москвой. Предполагается, что до 1 апреля будет составлен полный список участников банка, а затем начнётся детальное обсуждение по проектам.

Ещё одним важным для России инвестиционным предложением, сделанным на форуме, стало заявление китайских инвесторов о возможном вложении 300 млрд. долларов в строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. Впрочем, о том, стоит ли вообще браться за реализацию такого экономический форум
дорогостоящего проекта (строительство оценивается более, чем в 1 трлн. рублей) в нынешних непростых условиях, давно ведутся споры в самом правительстве, и сложно сказать, как повлияет на их исход предложение из Пекина.

 

Мнение эксперта

Специалист в области интеграций и торговых связей с иностранными корпорациями Геннадий Погосян прокомментировал для «Деловых Новостей» заявления о российско-китайском партнёрстве, сделанные на Азиатском экономическом форуме в Боао:

Выступление Игоря Шувалова на Азиатском экономическом форуме знаменует новый этап российского «разворота на Восток». В развитии совместных инвестиционных проектов заинтересованы с обеих сторон: для России это шанс привлечь столь нужные сейчас иностранные инвестиции – причём в конкретные инфраструктурные проекты, а для Китая такие проекты являются освоением новых рынков на фоне замедления темпов роста национальной экономики. О создании «нового Шёлкового Пути» в последние годы говорилось не раз, поэтому, конечно, стоит смотреть на заявления о масштабных партнёрствах с осторожностью. С другой стороны, есть совсем недавний опыт сравнительно быстрого согласования масштабных проектов – это, конечно, газопровод «Сила Сибири», первую очередь которого начнут возводить в ближайшие месяцы.

 

Выгодно всем

Транспортная артерия, которая надёжно и быстро связала бы Европу с Азией, могла бы стать толчком к развитию мировой экономики в целом, от которого выиграли бы, в конечной перспективе, все страны. Если России удастся реализовать проект на своей территории – вариант, который на данный момент представляется географически и экономически наиболее удобным, то страну могут ожидать значительные выгоды от использования транзитного положения. Другой вопрос, как отреагирует ЕС на планы по подводу артерий китайской экономической машины к своим границам – делать ставку на максимальную Пагода
герметизацию, – что было бы удобным для нынешней экономической структуры ЕС, – в условиях ВТО будет весьма непросто.

Что касается присоединения России в Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, то это в вышеупомянутом контексте вполне логичное решение. Тем не менее, России, развивая сотрудничество с Китаем, необходимо помнить о своих интересах, которые состоят в сохранении экономического суверенитета. В рыночных условиях это можно сделать, лишь развивая собственную экономику. Россия должна предлагать партнёрам что-то кроме сырья и энергоресурсов.  Поэтому иностранные инвестиции следует сделать, прежде всего, драйвером собственного роста. 



Комментарии
{**}