Производителей сигарет могут заставить использовать унифицированные пачки

26 марта 2015, 12:20 1413

Австралия: полка с сигаретами В Минздрав с предложением запретить использование брендированных пачек для упаковки сигарет обратился директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. Ссылая на зарубежный опыт, Зыков предлагает разработать унифицированные пачки для всех табачных брендов, а названия последних писать однотипным шрифтом, запретив при этом рисунки и прочие декоративные элементы оформления пачек. Предписанные законом картинки с изображением последствий табакокурения для здоровья при этом предполагается оставить.

 

Как в Австралии

пачка без бренда В обращении отмечается, что по данным зарубежных исследований, такая мера позволяет оказывать позитивное психологическое воздействие на курильщиков, заставляя их снижать потребление табака или отказываться от его потребления полностью. Приводится пример проведённого в Австралии исследования, показавшего, что потребители табачных изделий в унифицированных пачках чаще задумываются о вреде курения. Также, «данная технология практически уничтожает внутреннюю конкуренцию табачных компаний, которая основана на визуальной привлекательности и рекламной раскрученности бренда».

Строгие меры регулирования табачной отрасли в Австралии привели к значительному снижению числа курильщиков в последние годы: в стране даже стали закрываться табачные фабрики.

 

Минздрав думает

В самом министерстве пока не спешат давать оценку предлагаемым дополнительным ограничительным мерам регулирования табачной отрасли. «В перспективе мы не исключаем возможности использовать опыт государств, которые ввели унифицированную упаковку табачных изделий, – приводят «Известия» комментарий пресс-службы Минздрава. — Однако прежде чем вводить ее, следует в полной мере реализовать потенциал действующих в России предупредительных надписей, сопровождаемых графическими предупреждениями».

По статистике, представляемой Минздравом, принятые ранее меры, связанные с ограничением курения и продажи табачных изделий, уже дали ощутимый результат. Необходимость размещать устрашающие картинки на пачках, запрет на открытую выкладку табачных товаров в магазинах, запрет на продажу сигареты
табака в ларьках, запрет на курение в заведениях общепита, на детских площадках, остановках общественного транспорта позволили снизить число курильщиков в России примерно на 17%. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, эта статистика вызывает сомнения: несмотря на то, что рынок легальных продаж табачной продукции действительно просел, на нелегальном рынке – представленном, в первую очередь, табачными изделиями из Белоруссии и Казахстана, - наблюдается значительный подъём.

 

Мнение эксперта

Прокомментировать возможное решение Минздрава о переходе на унифицированные сигаретные пачки корреспондент «Деловых Новостей» попросил Николая Баринова, старшего аналитика Центра энергетических исследований

В первую очередь, хотелось бы отметить, что между «министерству предложили» и окончательной публикации закона или постановления может пройти немало лет. Например, те красочные устрашающие картинки, которые мы можем наблюдать сегодня на каждой сигаретной пачке, добирались туда порядка восьми лет.

С точки зрения снижения числа курильщиков мера и впрямь может быть эффективной: с одной стороны, она будет направлена на потенциальных курильщиков, то есть тех, кто еще не страдает от табачной зависимости. Надо отметить, что её форма при этом, пожалуй, более естественна, нежели, скажем, запрет на курение в фильмах и спектаклях.

 

Табачная промышленость будет против

Что касается представителей табачной промышленности, то для них, естественно, такая мера будет ударом, причём значительно более сильным, нежели обязательство по размещению страшных картинок. Потому что страшные картинки все налепили одинаковые, сохранив выстроенную брендированную визуальную часть под ними – а ведь на то, чтобы создать узнаваемый вид сигаретной пачки, уходят очень значительные суммы денег и количество времени. голая пачка сигарет
Ну и, конечно, унифицированные пачки будут мерой, сужающей рынок, что тоже совершенно не на руку производителям табака. Наконец, переход на новые пачки потребует внесения изменений в существующие технологические процессы, переработки уже существующих пачек – всё это может обойтись компаниям в крупную сумму.

Можно ожидать широкой кампании со стороны производителей табака по смягчению предлагаемых мер – возможно, будут найдены варианты с иными уступками в обмен на сохранение брендированных пачек. Так или иначе, лоббисты в этой сфере традиционно отличаются серьёзным влиянием, так что, на мой взгляд, об этом решении рано говорить, как о неотвратимом.



Комментарии
{**}