Беспилотные автомобили изменят экономику

25 марта 2015, 10:46 1237

автопилот
В последние месяцы всё чаще можно услышать о том, что где-нибудь в США или Великобритании на дороги вышли автомобили, управляемые роботами, а парламенты в этих странах работают над включением понятия «беспилотный автомобиль» в законодательство. Означает ли это, что будущее совсем не за горами и какое место будет занимать в нём робот за рулём автомобиля?

 

Автопилот

автомобиль будущего Сегодня целый ряд автопроизводителей прилагают усилия по созданию собственных проектов беспилотных автомобилей: как легковых, так и грузовиков. О планах по сотрудничеству с пионером беспилотного автомобилестроения компанией Google уже заявлял General Motors. Примечательно, что о работе над собственной системой беспилотного управления грузовиком заявил КамАЗ (в компании работают над совместным проектом с Mercedec-Benz) – до 1 мая компания подготовит детализацию своей программы по созданию беспилотной техники на 18,5 млрд рублей, 5 из которых уйдут на создание полигона-модели города для испытаний беспилотных грузовиков. Разработка системы управления автомобилем без водителя требует развития технологий прокладки оптимального маршрута, распознавания визуальных образов, управления системами автомобиля, маневрированием и т.д.

Существуют разные мнения относительно того, как может повлиять на мировую экономику распространение беспилотных автомобилей. С одной стороны, роботы могут снизить издержки бизнеса, обходясь дешевле, чем услуги водителей-людей. Кроме того, если технология будет отработана настолько, чтобы не давать серьёзных сбоев, у роботов есть все перспективы для того, чтобы формировать более отлаженные, чётко и оптимально функционирующие транспортные системы. Наконец, «рабочий день» беспилотника не ограничен сорока часами в неделю, указанными в трудовом законодательстве: работая дольше, робот, в теории, может принести и больше прибыли.

салон будущего С другой же стороны встаёт социальный аспект с вопросами, словно бы взятыми из книг писателей-фантастов: не вытеснит ли робот человека? Замена водителей устройствами беспилотного управления уже беспокоит профсоюзы по всему миру: внедрение новой технологии может лишить миллионы людей рабочих мест. Претензии к роботам могут принимать формы, весьма похожие на претензии к мигрантам: да, это более выгодно, но это лишает нас работы. Вместо ксенофобско-националистических всплесков приход беспилотных автомобилей может вызвать подъём экзотических форм какого-нибудь нео-луддизма.

 

Мнение эксперта

Независимый эксперт по автомобильному рынку Андрей Кавешников считает, что пока нельзя с уверенностью говорить о будущем беспилотных автомобилей. Эксперт сообщил «Деловым Новостям», что не ожидает значительного роста этого рынка в течение ближайших десяти лет:

Торопить события в отношении беспилотных автомобилей не стоит: как и все новые анонсируемые технологии, разработка вызывает вокруг себя значительный ажиотаж. Тем не менее, разговоры о технической возможности беспилотного управления автомобилем ведутся давно, а каких-либо серьёзных изменений на дорогах – за исключением появления различных систем-ассистентов водителя – не наблюдается.

Я думаю, что в течение ближайшего десятилетия максимум, которого могут достигнуть «беспилотные водители» - не в теоретическом, а в практическом применении – будет их распространение для промышленного транспорта на территории производственных комплексов. Такой вариант будет удобен, в первую очередь, самим разработчикам авто-беспилотников: изолированная дорожная сеть производственных комплексов позволяет опробовать эксплуатацию беспилотных автомобилей в различных условиях и параллельно с традиционным транспортом, а промышленники будут получать как дополнительную выгоду за счёт экономии на оплате труда водителя, так и за счёт укрепления имиджа инноваторов.

 

Маршрутка без водителя

механизм работы автопилота Другим полем для экспериментов, уже, пожалуй, более рискованным, мог бы стать общественный транспорт: городские автобусы передвигаются по одним и тем же маршрутам, а кроме того, нередко для них созданы выделенные полосы. Такие эксперименты уже ставятся в некоторых небольших городах, - например, в голландском Роттердаме и итальянском Ористано.

В то же время, расширение использования беспилотных автомобилей на производстве и в общественном транспорте способно вызвать негативную реакцию со стороны работников-водителей: профсоюзы наверняка будут пытаться сохранить рабочие места. К слову, когда беспилотники - а я не исключаю, что лет через двадцать мы это увидим, – станут в значительных количествах появляться на дорогах общего пользования, замещая всё большее количество рабочих мест, масштабы протеста наверняка также значительно вырастут.

 



Комментарии
{**}