Концессии в ЖКХ бьют все рекорды

18 марта 2015, 17:34 1595

Государственно-частное партнёрство

Центр развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) представил новую версию рейтинга регионов по уровню развития ГЧП. Рейтинг был составлен на основе оценки 586 проектов, проведённые как самими регионами, так и дополнительно данные центром. По результатам собственных оценок центра, ряд проектов не был признан ГЧП, т.е. выявлено расхождение в понимании ГЧП между регионами.

Выросли в четыре раза

рейтинг ГЧПЗа время, прошедшее с момента публикации прошлой версии рейтинга (она была подготовлена центром в 2013 году) количество проектов ГЧП выросло более, чем в четыре раза: тогда количество оцениваемых проектов составило 131. Как сообщается в докладе, регионы стали более ответственно относиться к предоставлению информации о ГЧП.

Столь резкий рост количества проектов произошёл в основном за счёт создания новых концессий в сфере ЖКХ – к ним относятся 427 проектов, 80% из которых – концессии, заключённые муниципалитетами. Эксперты отмечают, что сотни новых концессионных проектов – прямое следствие данного Владимиром Путиным в 2013 году поручения по развитию эффективности в сфере ЖКХ за счёт передачи в концессии неэффективных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В тренде концессии

новый микрорайонВыполнение поручения президента сразу же встретило проблемы, связанные с оценкой эффективности отдельных предприятий. Такую оценку надо было проводить самим муниципалитетам или региональным властям, которые, по мнению специалистов, не были заинтересованы в объективности этой процедуры. Ведь если предприятие признать неэффективным, значит, придётся создавать под него концессионный проект – следовательно, цифры эффективности выгоднее завышать. Тем не менее, по оценкам руководителя Минстроя Михаила Меня, неэффективными было признано порядка трети унитарных предприятий ЖКХ в стране: это более 1000 организаций.

В настоящий момент открыто порядка 400 конкурсов по концессионным проектам для этих предприятий, но ожидается, что это число может удвоиться в течение ближайшего года. С учётом того, что в среднем в прошлые годы на рынке появлялось не более 50 концессионных проектов ежегодно, – рост более, чем значительный.

Пострадало качество

Впрочем, высокий количественный рост, как отмечают эксперты, привёл к падению качества проектов. По оценке председателя правления Центра развития ГЧП, председателя комитета торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП Павла Селезнева, из заявляемых на сегодняшний день проектов более 100 остаются на стадии инициации, что даёт повод скептически оценивать их шансы дойти даже до стадии конкурса.

Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис ранее заявлял, что среди наиболее острых проблем ГЧП в коммунальной сфере в России остаются низкая активность региональных властей и дороговизна кредитов – для преодоления последней Минстрой выдвинул инициативу о предоставлении дешёвых кредитов для инвестпроектов в сфере ЖКХ.

Мнение эксперта

строительные проектыЭксперт по государственно-частному партнёрству Василий Нитиевский прокомментировал для «Деловых Новостей» ситуацию с массовым созданием концессий в ЖКХ в регионах:

Конечно, выбор создания ГЧП проектов качестве самоцели, вероятнее всего, не приведёт ни к чему хорошему. Когда в регионы с самого верха пришла директива реорганизовывать предприятия ЖКХ в ГЧП на концессионной основе, то региональная бюрократия среагировала самым топорным образом: раз сверху сказали про концессии, то будут вам концессии. Хотя по духу-то поручение Путина правительству относительно концессии в 2013 предусматривало именно повышение эффективности работы системы ЖКХ, а ГЧП там предлагался как один из механизмов повышения эффективности.

У большинства регионов нет на сегодняшний день достаточного опыта для создания эффективных концессий. Определяющим фактором для выбора ГЧП

среди прочих вариантов реализации проекта должно быть соотношение затраченных средств и получаемой ценности по сравнению с реализацией без привлечения частного капитала. Понятно, что, когда концессионные конкурсы объявляются «пачками» просто потому, что в регионах заявление президента поняли, как необходимость увеличить количество концессий, такую оценку никто не проводит. Вот и получается, что вместо эффективного ГЧП остаётся профанация.

Да и качество подготовки самих концессионных проектов удручает: десятки из них, например, вообще не предусматривают разделение риском между концедентом и концессионером – то есть, по факту, и ГЧП-то не являются. Ошибки в составлении проектов также означают высокую вероятность того, что проекты в последствии могут быть оспорены в суде, вызовут много вопросов у прокуратуры и прочее. Короче говоря, хотели, как лучше, а получилось –как всегда.



Комментарии
{**}