Половина расходов россиян в 2015 году уйдёт на продукты питания

03 марта 2015, 23:39 3275

цены на продукты питания

"ВТБ-капитал" опубликовал аналитический прогноз, предсказывающий рост доли расходов на продукты питания в российских домохозяйствах в течение 2015 года. К декабрю, считают аналитики, доля расходов на продукты составит 50-55%. В октябре 2014 средняя российская семья тратила на продукты питания 36% своего бюджета, а к концу декабря эта цифра дошла до 40%. С учётом прогнозов по сохранению темпов роста данного показателя, уже сегодня можно заявить о том, что он выше, чем во время кризиса 2008-2009 гг.

Цены растут, доходы падают

снижение уровня доходов населенияК быстрому росту приводит снижение доходов россиян на фоне повышения цен – то есть "на негатив" работают как доходные, так и расходные статьи бюджета, что осложняет последствия. Аналитики того же "ВТБ-капитала" и "РБК" ранее прогнозировали пик продуктовой инфляции на февраль-март 2015 года, то есть сейчас экономика или проходит этот пик (около 22% в годовом выражении), или уже преодолела его. Вслед за ним ожидается стабилизация цен, вызванная стабилизацией курса рубля и эффектом, вызванным ранее начавшимся спадом объёма производства: инфляция будет замедляться, и, в соответствии с прогнозами, рост цен на продукты по итогам 2015 года составит около 10%.

Доходы россиян также продолжают падать. В январе 2015 года аналитики зафиксировали снижение доходов в среднем на 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По результатам 2015 года ожидается снижение на 6,8% (согласно прогнозу "ВТБ-капитала").

Потребление сократится

снижение покупательской способности гражданБыстрый рост цен и снижение доходов естественным образом приводят к сужению объёма в секторе розничной торговли. В январе 2015 года объём рынка розничной торговли в России уменьшился на 4,4% процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причём сжатие рынка происходит неравномерно: рынок продовольствия уменьшился на 5,5%, для непродовольственных товаров показатель составил лишь 3,5%.

Аналитики из "ВТБ-капитала" считают, что в целом потребление по итогам 2015 года может сократиться на 8,5%. Для рынка это означает перспективу структурных изменений: уже сегодня крупные ритейлеры, особенно в продуктовом секторе, показывают рост объёма продаж за счёт возможности лучше контролировать рост цен.

В то же время участники рынка непродовольственных товаров готовятся к значительно более крупному спаду продаж. Продавцы одежды и обуви готовятся к снижению уровня продаж на треть в среднем ценовом сегменте. Продавцы бытовой техники смотрят в будущее с неопределённостью: «После нескольких недель падения в январе сейчас мы снова видим рост, но будет ли он устойчивым, можно будет сказать только после I квартала», – говорит сотрудник одного из ритейлеров бытовой техники, чьи слова приводят "Ведомости".

Мнение эксперта

стоимость продуктовой корзиныЭксперт Центра исследования проблем энергетической безопасности Кирилл Масленников прокомментировал прогноз аналитиков "ВТБ-капитала" для "Деловых Новостей":

Прогноз ВТБ представляется очень вероятным. Инфляция, девальвация рубля, сокращение уровня реальных доходов – все это негативно отразится на потребительской корзине россиян. В условиях сокращения доходов увеличение доли продуктов питания в общих расходов – естественная ситуация. Уже сегодня мы видим, что основные продуктовые ритейлеры на фоне кризиса и роста цен наращивают свой оборот: так получается из-за того, что кризис усиливает ценовой контраст между их предложениями и предложениями меньших по размеру конкурентов по рынку. Структура бизнеса и эффект масштаба позволяют крупным рителерам эффективно сдерживать рост издержек, что приводит к повышению степени монополизации рынка. Соответственно, у меньших по размеру игроков напротив растут шансы на уход с рынка.

Однако стоит рассмотреть и обратную сторону этого процесса – снижение доли остальных категорий потребительских расходов. В конце 2014 года продавцы бытовой техники и одежды наблюдали небывалый всплеск продаж, превышающий традиционные предновогодние показатели. Это объяснялось высоким уровнем инфляционных ожиданий населения, а также курсовой нестабильностью рубля. Но уже после начала года они фиксируют падение продаж на 25-30%, и эта тенденция будет продолжаться и дальше. Доля расходов на эти покупки вытесняется продовольственными расходами. Естественно, тот же эффект ощущают на себе рынки автомобилей, "лакшери", жилья. С последним, правда, всё несколько сложнее: здесь ситуация будет чем-то напоминать продовольственный рынок, особенно на рынке аренды жилья. Тогда как высокие ставки по ипотеке будут определять негатив на рынке продажи жилья, рынок аренды, скорее всего, серьёзных изменений не претерпит.



Комментарии
{**}