В Госдуме хотят ограничить продажу пива в пластиковой упаковке

20 февраля 2015, 18:47 2249

пластиковая тара

В Госдуме намерены вернуться к рассмотрению отложенного законопроекта о запрете использования пластиковой тары для продажи пива. На рассмотрение комитета по экономической политике документ должен поступить весной 2015 года. По заявлению председателя комитета, как только законопроект будет согласован с государственно-правовым управлением президента РФ и Росалкогольрегулированием, законопроект максимально быстро будет представлен на рассмотрение во втором чтении в Думе.

Полный запрет

продажа пиваПо результатам обсуждения законопроекта в правительстве, было принято следующее решение по проекту: предполагается ввести запрет на продажу алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке объёмом более 2 литров с 1 июля 2015 года, а затем постепенно ужесточать требования. Так, с 1 июля 2016 года запрет должен коснуться ПЭТ-упаковки объёмом свыше 1,5 литров, а с 1 января 2017 года должен быть введён полный запрет на продажу алкогольной продукции крепостью свыше 6% в ПЭТ-упаковке.

Против законопроекта выступает множество сил, которым невыгоден запрет на использования пластиковой тары на пивном рынке. Кроме самих производителей упаковки, это пивные компании, которые ожидают роста издержек в случае принятия закона, власти регионов, которые получают значительную долю налоговых поступлений от производителей пива. Кроме того, законопроект затрагивает интересы иностранных корпораций, занимающихся в России как пивоварением, так и производством упаковки, и эти государства подключают дипломатический ресурс тех стран, в которых у них находятся штаб-квартиры. Сообщается, что озабоченность намерением депутатов запретить ПЭТ-упаковку выражается уже и по дипломатическим каналам.

Причин нет?

пиво в пластиковой тареЭксперты скептически относятся к аргументации депутатов, апеллирующих к якобы вредности пластиковой тары для здоровья, склоняясь к версии о том, что законопроект является инструментом компаний в борьбе за расширение рынков. «Ни одна причина, почему надо отказаться от ПЭТ-тары, не выдерживает критики. Сначала говорили, что это спаивает население, потому что пластик в производстве дешевле, что влияет на конечную стоимость. Но это полная ерунда. Меньше пить не станут, когда перейдем к стеклу или алюминию. Вторая причина — якобы это безумно вредно. Но в Белоруссии порядка 80% напитков продается в ПЭТ-таре, а уж там контроль за качеством жизни и продукции на несколько порядков повыше. В странах западной Европы даже крепкий алкоголь продается в ПЭТ – например, в Норвегии и Финляндии, – приводят «Известия» слова Главы Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза.

Мнение эксперта

борьба с алкоголемПрокомментировать законодательную инициативу корреспондент «Деловых Новостей» попросил Александра Мельникова, аналитика Центра энергетических исследований:

В убедительность аргументов о том, что отказ от пластиковой упаковки будет способствовать снижению уровня потребления пива, а также о том, что сама ПЭТ-упаковка якобы неприемлемо вредна сама по себе, верится с трудом. Скорее, стоит рассмотреть данную инициативу, которую снова стали «проталкивать» в Думу, как конфликт экономических интересов. Чьих именно, сказать наверняка сложно, однако предположить, попытавшись ответить на вопрос qui bono?, вполне можно.

С одной стороны, очевидно, что наибольший ущерб от запрета на использование ПЭТ-упаковки для пива и прочих алкогольных напитков, потерпят сами производители такой упаковки. Высвободившие мощности не получится переключить на производство упаковки для, скажем, неалкогольных напитков – тому рынку тонны дополнительной пластиковой упаковочной продукции просто не нужны. Следовательно, придётся сокращать объём производства, закрывать предприятия. Какие же есть альтернативы пластиковым бутылкам? Это алюминиевая тара и стекло. Мировые цены на алюминий на протяжении последних лет находятся в затяжном падении, экспорт становится менее выгодным, поэтому расширение внутреннего рынка пришлось бы очень кстати российским производителям алюминия. Кроме того, на рынок алюминиевых банок в России отличается высоким уровнем монополизации (причём доминируют на нём крупные западные корпорации, имеющие собственные заводы в России). Что касается производителей стеклотары, то они также могут расширить производство за счёт запрета.

Можно подойти к анализу с другой стороны, задавшись вопросом, почему запрет касается исключительно пивного рынка. Ведь, если законодатели настаивают на опасности для здоровья данного типа упаковки, то логично было бы запретить её в том числе и для неалкогольной продукции. Отказ от ПЭТ-упаковки приведёт к удорожанию пивной продукции, а значит, сделает более привлекательным её заменители: например, рынок водки или вина.



Комментарии
{**}