Школьников научат кибербезопасности

18 февраля 2015, 22:01 1373

кибербезопасность
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) обратилась к министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову с предложением ввести в школах новую учебную дисциплину – «Основы информационной безопасности». В РАЭК считают, что в современных условиях необходимо учить школьников не только безопасному поведению в реальной жизни, но и кибербезопасности: как защитить компьютер от вирусов, как безопасно общаться в интернете, какие данные не следует публиковать в открытом доступе и пр.

С пятого класса...

компьютерный вирусВ РАЭК педлагают ввести такую дисциплину начиная с 5 класса, а часы на её преподавания забрать из часов, выделяемых на преподавание курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Кроме того, в системе профессиональной педагогической подготовки предлагается организовать обучение специализированных педагогических кадров для преподавания информационной безопасности.

В РАЭК заявляют, что в настоящий момент элементы основ информационной безопасности преподаются в рамках школьного курса информатики, однако эта дисциплина и без того предусматривает достаточно «плотное» изучение тем, отчего у преподавателей зачастую просто не хватает времени для того, чтобы объяснять темы по кибербезопасности на должном уровне. В то же время отмечается, что вопросы действий в случае угрозы ядерного взрыва или химического поражения тщательно изучаются в рамках курса ОБЖ, на них выделяется значительное количество учебных часов, притом, что их актуальность и востребованность остаётся под вопросом.

О защите компьютеров

электронные коммуникацииОбращение в Минобрнауки содержит перечень знаний, которые должны передаваться школьникам в рамках предлагаемого курса. Среди них – защита компьютеров от вирусов, понятие киберпреступности, безопасность при совершении электронных платежей и покупок в интернет-магазинах. Кроме того, отдельно значится так называемая «гигиена социальных сетей» – детям должны объяснять, почему не стоит слишком подробно рассказывать о своей частной жизни, а также жизни своих родителей. В РАЭК отмечают, что очень часто дети не вполне осознают связь между виртуальным и реальным миром, тогда нередко неправильное поведение в виртуальном мире может принести абсолютно реальные проблемы.В организации подчёркивают, что очень часто жертвами киберпреступников становятся именно дети и подростки, «особенно младшего школьного возраста, которые легче всего оказываются под влиянием нежелательного контента и SMS или e-mail-рассылок».

Проблемы внедрения

В оценках инициативы эксперты в основном соглашаются с актуальностью проблемы, противодействовать которой призван предлагаемый курс, однако отмечают явные проблемы, связанные с его возможным внедрением. Одной из таких проблем является отсутствие соответствующих стандартов преподавания основ информационной безопасности для детей различных возрастов – их придётся создавать фактически «с нуля». Кроме того, отмечается, что сокращение часов ОБЖ может также иметь негативные последствия.

Впрочем, предлагаемая дисциплина уже несколько лет в тестовом режиме преподаётся в ряде школ страны. Учебная программа по ней была разработана «Лигой безопасного интернета» несколько лет назад, и её осваивают ученики школ в Ульяновской, Псковской, Костромской и Московской областях.

Мнение эксперта

школьников начнут учить кибербезопасности с пятого классаЕлена Кадочникова, эксперт Центра развития методической работы в системе образования, прокомментировала корреспонденту «Деловых Новостей» перспективы создания новой учебной дисциплины:

Внедрение курсов кибербезопасности – одно из наиболее актуальных, на мой взгляд, предложений о развитии школьного образования. Проблема разрыва между средним уровнем знаний в этой области и уровнем использования различных информационных технологий существует и продолжает усугубляться. Причём я согласна с тем, чтобы не ограничиваться лишь преподаванием технического аспекта информационной безопасности: учить школьников правильно подбирать пароли и организовывать антивирусную защиту своих устройств это хорошо, но ведь и правила поведения в Сети – это не менее важно. Тем более, что здесь виртуальная реальность тесно связана с нашей повседневной жизнью: например, можно было бы значительно усложнить жизнь мошенникам в интернете, если повысить уровень сознательности и просвещённости граждан в этой сфере.

Заниматься преподаванием такой дисциплины должны учителя информатики, и здесь перед школами встанет вопрос, где набирать недостающее время. Ведь проблема состоит не только в том, чтобы высвободить часы в расписание учеников: нужно, чтобы и у учителя была возможность взять дополнительную нагрузку. А сегодня в школах учителя информатики, к сожалению, нередко в дефиците. При этом с нынешним финансированием вводить дополнительное место в штате для нового учителя смогут немногие.



Комментарии
{**}