Ритейлеры выражают готовность заморозить цены на продукты питания

11 февраля 2015, 23:12 1493

крупные торговые продуктовые сети

В условиях экономической рецессии и девальвации национальной валюты, а также прогнозируемого падения реальных доходов населения, крупные торговые продуктовые сети одна за другой выражают готовность заморозить цены на «базовые» продукты питания, такие как крупы, макароны, сливочное и подсолнечное масла, муку, мороженную рыбу, консервы, хлеб.

Некоторые уже объявили о заморозке цен

базовые продукты питанияТак, в начале недели один из крупнейших продуктовых ритейлеров страны компания «Дикси» объявила о заморозке цен на базовый набор продуктов как минимум на месяц –ритейлер оставляет за собой право по истечении этого периода пересмотреть уровень цен или оставить его на прежнем уровне. На сахар, соль, муку, масла и куриные яйца в компании пообещали не допускать наценки выше 15%. В компании заявляют, что «Дикси» берёт на себя все инфляционные риски, возникающие в связи с заморозкой цен. Основная часть из списка продуктов «под заморозку» представлена собственными торговыми марками бренда: «Д» и «Первым делом».

В X5 RetailGroup, владеющей брендами «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», заявляют о готовности фиксировать цены на социально-значимые продукты только в том случае, если на такой же шаг пойдут поставщики сети. Что касается наценок, то в сети уверяют, что уже сейчас их держат на минимальном уровне.

В начале года о планах зафиксировать цены на основной продуктовый набор заявлял «Ашан» - ритейлер обещал сдерживать цены в течение минимум двух месяцев.

Ряд торговых сетей замораживает цены по региональному принципу: так, сеть гипермаркетов «О'кей»ещё до Нового Года зафиксировала на шесть месяцев цены на ряд продуктов в магазинах Северо-Западного региона, Сибири и Поволжья: о фиксации цен компания договорилась с поставщиками. Сеть Globus осуществила выборочную заморозку цен во Владимире, а также заморозила цены на хлебобулочные изделия собственного производства во всех магазинах.

Всего лишь маркетинг?

Дикси берёт на себя инфляционные рискиЭксперты, впрочем, отмечают, что такие шаги бизнеса вполне объяснимы и вызваны применением маркетинговых схем, позволяющих нарастить объём. «Это стандартная вещь: иногда ритейлеры замораживают цены на отдельную категорию, например, крупы, или сокращают наценку на них, – цитируют «Ведомости» Марию Колбину, аналитика «ВТБ капитала», – В данном случае такая акция коснулась социально значимых товаров». Отмечается, что зачастую действия по заморозке цен требуют согласования с ФАС – особенно, если в заморозке соглашаются участвовать и поставщики.

Федеральные и региональные чиновники положительно оценивают «антикризисные» инициативы бизнеса. «Мы приветствуем любые инициативы представителей рынка, направленные на стабилизацию ситуации с продовольствием», – заявил Виктор Евтухов, замглавы Минпромторга. В ряде регионов – например, Санкт-Петербурге, Татарстане, Новосибирской, Владимирской областях, – за недопущением резкого повышения уровня цен следят губернаторы, проводя регулярные встречи и совещания с представителями продуктового ритейла.

Мнение эксперта

ритейлеры замораживают ценыО том, что вынуждает ритейлеров замораживать цены и как это на них повлияет, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал аналитик Центра энергетических исследований Виталий Брунов

То, что ритейлеры активировали социальные программы, означает стремление предотвратить излишнее давление со стороны государственных органов. В условиях кризиса бизнес понимает, что лучше сделать некоторые шаги навстречу обществу и государству самостоятельно, чем дожидаться, когда к этому будут принуждать уполномоченные органы. Тем более, что вопросы, касающиеся социальной ответственности, сегодня стоят особенно остро. Здесь можно вспомнить произошедший на прошлой неделе инцидент с «Магнитом», повлекший негативную информационную кампанию в СМИ и даже террористические угрозы в адрес сети.

Сейчас ритейлеры, понимая напряжённость ситуации, будут стараться вести себя максимально мягко, чтобы предотвратить ухудшение регуляторной среды для отрасли. Уже было заявлено о планах по созданию «этического кодекса» для ритейлеров. Обещания не повышать цены – из того же ряда. Причём заморозка цен вовсе не обязательно негативно скажется на прибыли самих ритейлеров: во-первых, ряд из тех, кто заявляет о готовности к заморозке цен, в качестве обязательного условия называют готовность поставщиков к такой заморозке – то есть, фактически, снимают с себя все обязательства по возможному росту цен. Во-вторых, те, кто, как например «Дикси», пообещали взять на себя все инфляционные риски, могут в итоге на фоне сокращения валовой прибыли выиграть по EBITDA за счёт уменьшения доли заработной платы в расходах.



Комментарии
{**}