Отрасль пригородных железнодорожных перевозок России пришла в упадок

04 февраля 2015, 20:25 1738

электричка РЖД

Прощайте, электрички!

Жители половины российских регионов вскоре столкнутся с серьезной проблемой – региональные власти повсеместно отказываются от пригородных железнодорожных перевозок, по причине их дороговизны. По закону, администрация субъекта Российской Федерации обязана компенсировать исполнителю, то есть дочерним компаниям РЖД разницу между затратами на работу электричек и прибылью получаемой компанией. Довольно низкие тарифы на электрички делают убытки огромными – до ста с лишним тысяч рублей за один рейс.

Тарифы РЖД завышены

жд перевозкиДвижение электричек полностью остановлено уже в двух регионах – Псковской области и Вологодской области. Их долг перед РЖД составляет на сегодняшний день составляет около 36 миллиардов рублей. Многие граждане испытают огромные неудобства из-за отмены движения поездов, поскольку иногда именно они позволяют круглый год добираться до районных центров, отдаленных поселков и деревень даже тогда, когда нарушается автомобильное сообщения из-за климатических факторов. В Псковской области уже прошел пикет, поскольку многие не знают на чем теперь смогут добираться до пунктов назначения. Власти же говорят о завышенности тарифов РЖД и о большей перспективе купить каждому пассажиру электричек по автомобилю, чем оплатить столь крупные счета транспортной компании. Между тем, власти регионов обещают решить проблему пригородных перевозок за счет закупки новых автобусов и создания дополнительных автобусных маршрутов.

Мнение эксперта

износ паркаКорреспондент информационного агентства «Деловые Новости» обсудил проблему пригородных железнодорожных перевозок России с Виталием Сорокиным, независимым экспертом в области государственно-частного партнерства и международных экономических отношений. По мнению собеседника «Деловых Новостей» кризис в отрасли наступил из-за жадности РЖД и о безразличии корпорации к потребностям и благополучию населения.

ДН: Отрасль пригородных железнодорожных перевозок находится в кризисе. Что послужило причиной и каковы будут последствия?

Виталий Сорокин: Причина кризиса – нежелание РЖД пойти на компромисс и снизить тарифы, по которым они считают убытки. Понятное дело, что РЖД учитывает здесь не только стоимость конкретной перевозки, но и собственные убыточные активы, их обслуживание и так далее. А власти не могут дать разрешение РЖД работать по «рыночным» тарифам, поскольку это станет разорительным для населения. В целом, РЖД – стабильно развивающаяся компания, получившая за первую половину 2014 года чистую прибыль в размере 26 миллиардов рублей. Мне кажется, что было бы справедливо со стороны компании стать что называется социально-ответственной компанией и нести на своих плечах убытки, связанные с пригородными железнодорожными перевозками. Они смогли бы покрыть свои убытки за счет других прибыльных статей, однако я не думаю, что такое намерение возникнет, ведь все думают о собственных деньгах – таковы правила рыночной экономики.

Отрасли нужна конкуренция

низкие тарифы пригородных поездовДН: Есть ли у государства рычаги давления или иные способы решения транспортной проблемы?

Виталий Сорокин: Что касается рычагов давления – тут можно проанализировать причины завышенных тарифов, подключить к расследованию антимонопольную службу. Однако, мне кажется, что намного эффективнее было бы сменить вид перевозок – пусть в РЖД понимают, что их услуги это не единственно возможный вид транспорта. Переход на автобусное сообщение с несколькими подрядчиками исполнителями создало бы конкуренцию на рынке, РЖД лишился бы монопольного положения и вынужден был бы пойти на снижение тарифов ради сохранения доли рынка. Вообще – железнодорожная отрасль крайне неэффективна как раз из-за доминирующего положения РЖД – была бы конкуренция на рынке, не возникла бы ситуация, когда граждане не могут добраться из своего села в региональный центр.



Комментарии
{**}