Топ-менеджерам госкомпаний могут урезать зарплаты

03 февраля 2015, 13:12 1216

Дмитрий Медведев

В правительстве и Госдуме разрабатывают проект внесения изменений в российское законодательство с целью повышения эффективности деятельности российских госкомпаний. Одной из ключевых идей является привязка зарплат высшего менеджмента компаний к результатам деятельности самой госкомпании. Поручение исправить ситуацию, при которой топ-менеджеры получают высокие зарплаты даже в условиях, когда сама компания терпит убытки, дал Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию в декабре прошлого года, говоря о важности обеспечения оптимизации и прозрачности денежных потоков госкомпаний.

Проект будет скоро готов

зарплаты топ-менеджеров урежутРазработку проекта изменений планируется завершить к концу 2015 года, чтобы в декабре 2015 уже внести проект в Госдуму. Как пишут «Известия» со ссылкой на источник в Думе, методика оценки эффективности деятельности госкомпаний будет основана на зарубежном опыте, применяемом в крупных западных компаниях, причём учитываться будут все показатели работы менеджера: финансовые, плановые, реализация долгосрочных проектов и прочие. Основным же критерием, влияющим на оценку эффективности работы руководителя, станет снижение операционных затрат компании на 2-3% каждый год.

– Сейчас эксперты Министерства экономического развития прорабатывают детали законопроекта. Президент не зря говорил в послании о том, что оплата работы руководства госкомпаний должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями, – цитируют «Известия» источник в профильном думском комитете по экономической политике. – Если быть реалистами, то многие топ-менеджеры действительно получают завышенные выплаты, и надо привести все в соответствие, чтобы не было лишних разговоров.

Бонусы в обмен на эффективность

ГоскорпорацииВ декабре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, обязующее топ-менеджеров госкомпаний (в списке их было 62) раскрыть получаемые доходы, расходы, а также информацию о своём имуществе и обязательствах имущественного характера. Данную информацию предполагается размещать на официальных сайтах госкомпаний. Тогда же, в декабре, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов также заявлял о планах по установлению «мотивационной системы» для руководителей госкомпаний.

«Известия» отмечают, что увязка бонусов менеджмента с результатами деятельности компаний существует и сейчас, однако она определяется самой компанией. Принципиальное новшество разрабатываемых сейчас поправок заключается в том, чтобы оценку эффективности деятельности менеджеров определяли независимые эксперты.

Мнение эксперта

Прокомментировать инициативу об обусловленности зарплат топ-менеджмента госкомпаний эффективностью из деятельности корреспондент «Деловых Новостей» попросил Кирилла Масленникова, эксперта Центра исследования проблем энергетической безопасности

Идея привязки зарплат руководства госкомпаний к некоторым показателям эффективности деятельности компании не нова, и уже несколько лет применяется в ряде российских организаций. Повышенное внимание к этой теме сегодня связано с необходимостью не только повысить эффективность деятельности госкомпаний (такая задача, в общем-то, существует всегда), но и в некоторой мере снизить социальное напряжение. В условиях падения уровня доходов, общество всегда обращает повышенное внимание на зарплаты наиболее богатых своих членов, и ставит под вопрос их справедливость. Тема высоких зарплат топ-менеджеров неизбежно всплывает в период экономических трудностей, и правительство хочет минимизировать её дестабилизирующее воздействие.

«Для каждой компании отдельно»

Медведев подписал постановлениеЧто касается реального применения такой привязки, то здесь многое будет зависеть от того, как именно будут прописаны в законе критерии эффективности компании. Для госкомпаний выбирать в качестве критериев эффективности одни лишь показатели доходов и расходов едва ли стало правильным: так, ряд этих компаний занимает монопольное положение на рынке, а, следовательно, может получать прибыль не столько из-за эффективности своего высшего руководства, сколько из-за самого этого положения. Кроме того, надо внимательно оценивать господдержку, оказываемую таким компаниям: вполне вообразима ситуация, когда государство вынуждено оказывать дотационную и льготную поддержку «ключевым» компаниям в условиях кризиса – после кризиса 2008 года на Западе это явление получило название принципа «слишком большая и важная компания, чтобы стать банкротом». Поэтому критерии эффективности надо определять для каждой компании в отдельности и делать это максимально подробно. Вероятно, следовало бы прописать в законе механизм определения таких критериев. Возможно, имеет смысл привлечения независимых структур для этой задачи.



Комментарии
{**}