Строительство ЦКАД забуксовало из-за кризиса

23 января 2015, 13:21 1501

схема ЦКАД

По сообщению газеты «Ведомости» до конца недели «Автодор» проведёт очередное собрание инвесторов проекта по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Собрание должно быть посвящено наиболее протяжённым секциям будущей дороги – третьей и четвёртой, составляющих более половины строящегося кольца.

Условия поменялись

дорожная развязкаПроблема, с которой столкнулись участники проекта, связана с изменением экономических условий. Конкурсы были объявлены ещё осенью, и к декабрю по каждому из них поступило пять заявок от одних и тех же компаний. Однако в декабре-январе произошло резкое снижение курса рубля, скачок инфляции и повышение ключевой ставки, непосредственно повлиявшей на стоимость заимствований. В этой связи все участники конкурса заявили о том, что не смогут выполнить финансирование проекта на заявленных в конкурсной документации условиях, что означает, что проект необходимо пересмотреть.

Участники рынка подтверждают, что привлечение финансирования в условиях нестабильного рубля и высокой кредитной ставки стало трудноосуществимо. В связи с этим встаёт вопрос об увеличении государственного участия в реализации проекта. Однако Минтранс не имеет возможностей для увеличения поддержки – министерство и без того вынуждено урезать свой бюджет. Поэтому «Автодору» и инвесторам придётся выработать альтернативное решение. На деле это означает перераспределение рисков в пользу государства – то есть взять больше рисков на себя. В то же время полностью перекладывать риски на государство невозможно.

Инвесторы ищут варианты

ВТБ-капитал предлагают провести конкурсИнвесторы также предлагают варианты разрешения ситуации. Так, «ВТБ капитал» предлагает проводить конкурс по ранее оговорённым правилам, однако определить перенос срока финансового закрытия на более позднюю дату. Иными словами, привлечение денег должно пройти позже. По мнению инвестора, после фиксации условий соглашения поиск финансирования станет легче. «Ведомости», однако, отмечают, что пресс-служба «ВТБ капитала» отрицает, что представителями компании было выдвинуто такое предложение.

В то же время у «ВТБ капитала» уже был подобный опыт в проекте по трассе М-10: поиск финансирования был отложен, а соглашение подписано. Эта схема предполагает, что инфляционные риски и риски повышения ставок возьмёт на себя государство.

Предполагается, что сроки конкурса могут быть сдвинуты ориентировочно на полгода, однако инвесторы настаивают на увеличении этого срока до двенадцати месяцев – с целью дождаться стабилизации финансовой ситуации. Логично, что перенос срока конкурса будет означать перенос срока ввода объекта в эксплуатацию.

Впрочем, на текущий момент в «Автодоре» отрицают, что какое-либо решение о сдвиге сроков было принято. «Мы руководствуемся сетевым планом-графиком реализации проекта, подписанным председателем правительства, финансовым планом и долгосрочной программой госкомпании. Сроки реализации проектов и их финансирование в этих документах не менялись», – сообщил представитель госкомпании.

Мнение эксперта

строительство продолжаетсяО том, как может быть пересмотрен проект ЦКАД в условиях изменившейся экономической обстановки, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал эксперт по государственно-частному партнёрству Василий Нитиевский

В ситуации, когда экономические условия меняются радикально, – а именно это мы сегодня можем наблюдать, – в идеале необходима переоценка выгод и издержек государства и общества и, возможно, отказ от проекта в текущем формате. Если для продолжения реализации проекта понадобится передача значительных рисков от концессионеров к государству, то под вопросом оказывается потенциальная выгода от реализации проекта. Ситуация с ЦКАД осложняется тем, что реализация проекта уже началась, по ряду секций уже выбраны исполнители контракта. Естественно, в этой ситуации маневрировать и пытаться так или иначе реструктурировать проект становится непросто, но необходимо.

Государству сейчас выгоднее всего просто отложить реализацию проекта на некоторое время, чтобы сократить издержки по рискам, которые оно несёт (повышение кредитных ставок, инфляция и пр.). В то же время неоспорим политический приоритет проекта: он получил поддержку от президента и широко освещался в СМИ. Поэтому «Автодор» оказался в весьма сложном положении. Вероятнее всего, итоговый вариант проекта будет содержать значительные уступки инвесторам. В условиях курса на урезание федерального бюджета и, в частности, бюджетов министерств, это означает высокую вероятность применения «скрытого» отложенного финансирования. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что на участие в проекте без внесения изменений не согласится ни один частный инвестор.



Комментарии
{**}