Авиакомпании продолжат отмену рейсов

20 января 2015, 13:46 1508

аэропорт Шереметево

Падение потребительского спроса в России наравне с волатильностью и девальвацией национальной валюты негативно влияет на рынок авиаперевозок. Сокращение спроса признают как российские, так и иностранные авиакомпании, работающие в России. В то же время для первых и для вторых проблема сокращения спроса неравнозначна, поэтому трудности, связанные с ней, также разнятся.

Авиакомпании уходят с рынка

авиакомпании уходят с рынкаГазета «Известия» опубликовала результаты небольшого исследования, опросив ряд рыночных игроков. Большинство опрошенных иностранных авиаперевозчиков признали существование определённых трудностей, связанных с экономической конъюнктурой последних месяце. Так, Tajik Air в ответ на сокращение спроса на билеты в два раза сократила количество рейсов по направлениям Новосибирск и Екатеринбург – теперь рейсы в Душанбе и обратно из этих городов вылетают лишь раз в неделю. Uzbekistan Airways предупредили пассажиров о возможной отмене части рейсов в январе и феврале. Air Armenia приостановила рейсы в Ростов-на-Дону и Нижний Новгород.

Сокращают количество рейсов в регионы и европейские компании. Так, Air Berlin сообщили о сокращении программы полётов в российские города с февраля. Lufthansa пока не планирует сокращать количество рейсов в Россию. Czech Airlines сообщают о программе замены самолётов на маломестные на регулярных рейсах между Чехией и российскими города. Однако в компании предпринимают меры по поддержанию спроса за счёт снижения цен на билеты. Finnair приостановили рейсы в ряд российских городов.

Российские перевозчики также терпят убытки. В середине января был приостановлен сертификат эксплуатанта «Ак Барс Аэро», работавшей в Приволжском федеральном округе. О намерении сократить количество эксплуатируемых машин заявили «ЮТэйр» и «Оренбургские авиалинии».

Сокращают рейсы открытые «на перспективу»

трудности авиакомпанийЭксперты, впрочем, отмечают, что сокращение рейсов в российских авиакомпаниях имеет особую природу: ряд маршрутов вводился с расчётом на возможный рост их популярности. До осени 2014 года российский рынок авиаперевозок был одним из самых динамично развивающихся в мире. Теперь же, когда спрос стал падать, авиаперевозчики отменяют рейсы «несбывшихся надежд», а также заменяют самолёты на ряде направлений на менее вместительные. Причем, как отмечается, потенциал для дальнейшего снижения рейсов за счёт ранее введённых дополнительных остаётся. Некоторые эксперты считают, что в связи со снижением потребительского спроса не стоит ожидать тенденции на закрытие компаний и уход с рынка. Скорее, перевозчики перейдут к более осторожному планированию деятельности и оптимизации подобно той, которую можно наблюдать уже сегодня.

Что касается отечественных авиаперевозчиков, то поддержку им планирует оказывать государство. Так, в конце прошлого года в правительстве были озвучены инициативы по отмене НДС для авиабилетов по внутренним маршрутам, а также о разработке программ непосредственного субсидирования авиакомпаний, работающих на внутренних направлениях.

Мнение эксперта

рынок авиаперевозокО том, как падение спроса на авиабилеты отразится на российском рынке пассажирских авиаперевозок, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал аналитик Центра энергетических исследований Дмитрий Мальцев:

Снижение спроса на услуги авиаперевозчиков в России для зарубежных и российских авиакомпаний – проблема разного уровня. В то время, как для первых оптимизация маршрутов не вызовет каких-либо серьёзных последствий, для российских авиакомпаний снижение спроса на билеты представляет реальную опасность. Здесь следует отметить, что спрос снижается в первую очередь на билеты за рубеж, преимущественно на европейское направление: сказывается «неудобный» валютный курс, заставляющий отказываться от туристических поездок в Париж и Берлин. Наблюдается сокращение спроса и на таких традиционных для россиян туристических направлениях, как Турция и Египет. В то же время как для значимого сокращения спроса на полёты по внутренним направлениям гораздо более важным, чем кризис, фактором являются, например, тарифы РЖД, естественного конкурента авиакомпаний, на пассажирские перевозки. Поэтому компании, работающие в основном на внутренних маршрутах, находятся в относительно более выгодном положении. Другое дело, что из-за курсовой разницы многие из них сталкиваются с проблемой в лизинговых выплатах за самолётный парк, а также в техническом обслуживании машин: и запчасти, и услуги по проведению целого ряда сервисных процедур закупаются за рубежом, а значит – в валюте. Я думаю, что российским авиакомпаниям сейчас действительно нужна господдержка – лишние банкротства на рынке транспорта не нужны.



Комментарии
{**}