Многоразовая ракета-носитель Falcon-9 впервые запущена с мыса Канаверал

12 января 2015, 16:57 2462

старт Falcon-9

В прошлую субботу состоялся запуск американской ракеты-носителя Falcon-9, в ходе которого, помимо запуска к Международной космической станции грузового корабля Dragon, был отработан управляемый спуск первой ступени ракеты на морскую платформу в Атлантике. Последняя часть была наиболее интересна экспертам и наблюдателям со всего мира: в случае, если проект удастся довести до конца, космические полёты могут стать в десятки раз дешевле, что может привести к настоящей революции в космической отрасли.

Неудачи

ракета-носитель Falcon-9Несмотря на то, что спускаемую ступень удалось «приземлить» на платформу, посадка получилась более жёсткой, чем это было предусмотрено изначально.

Несмотря на то, что точной информации о состоянии ракеты ещё нет, многие наблюдатели пришли к выводу, что первая ступень, скорее всего, уже не подлежит повторному использованию, что означает провал испытания. В качестве причины неудачи была названа нехватка гидравлической жидкости, отвечающей за движение управляющих поверхностей ракеты. Повторить попытку пуска в Space-X надеются уже в феврале.

Проведённый в субботу пуск откладывался несколько раз по различным причинам: изначально же он был запланирован на 19 декабря. Эксперты отмечают, что причины длительных, в несколько дней, пауз между пусками заключаются в том, что так называемое «стартовое окно» для пуска к МКС составляет буквально одну секунду, поэтому любое промедление означает многодневное ожидание следующего «окна».

Конец российской монополии?

Илон Маск, основатель и владелец компании Space-X, занимающейся коммерческими космическими полётами, ранее заявлял, что использование «многоразовой» первой ступени ракеты-носителя (обычно после использования ступень просто падает в океан) позволит сократить издержки на запуск ракеты в космос в сотню раз. Для России развитие проекта Falcon-9 многократного использования может представлять угрозу с точки зрения возможной потери конкурентного преимущества в области коммерческого выведения грузов на околоземную орбиту: пока же страна сохраняет лидирующие позиции на мировом рынке доставки грузов в космос, – в 2014 году российские ракеты вывели на околоземную орбиту рекордные 80 космических аппаратов.

Мнение эксперта

стартовая площадка О том, что какую роль в дальнейшем освоении космоса будет играть новый проект Илона Маска, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал независимый эксперт по космической отрасли Владимир Григорецкий

Результаты прошедших испытаний ракеты-носителя с первой ступенью многоразового использования Falcon-9 можно оценивать по-разному: кто-то может сказать, что это был провал, ведь, несмотря на все технические предосторожности, с которыми проводился запуск (а его откладывали 4 раза!), штатный спуск отработавшей ступени на морскую платформу так и не состоялся. С другой стороны, много и тех, кто небезосновательно расценивает этот запуск и вообще проект как «шаг в будущее», а именно в то его космическое измерение, которое так широко описано в научной фантастике.

Я считаю, что многоразовые ракеты-носители действительно могут, фактически, «открыть космос заново» – ведь высокая стоимость вывода полезного груза на орбиту является одним из главных сдерживающих факторов её более глубокого освоения. С другой стороны, какие-то конкретные выводы делать пока рано – хотелось бы увидеть, во-первых, работающий должным образом проект, а во-вторых, надо посмотреть на характеристики его надёжности – принципиальные для космических полётов. Проект многоразовых космических кораблей у американцев уже был – шаттлы успели много раз побывать в космосе прежде, чем он был свёрнут. И тогда фактором, определившим отсутствие действительно значимых прорывов за счёт него стала именно надёжность корабля: российские «Союзы» и «Прогрессы», выводимые отечественными носителями, её обеспечивали.

Главный вопрос - надежность

морской стартЕстественно, что Space-X не станут разглашать технические подробности проекта – по крайней мере, в ближайшее время, – однако вопросы о надёжности многоразовых космических носителей остаются насущными: для того, чтобы сократить влияние постоянных перегрузок на корпус носителя, необходимо использовать по-настоящему прорывные технологии, чтобы избежать усталости металла. Разработка системы «возврата» - лишь одна часть проекта, обеспечение надёжности носителя – другая, едва ли не более сложная.

Сейчас мы видим начало нового витка «космической гонки»: пока на мысе Канаверал экспериментируют с коммерческой Falcon-9, в России развивается проект «Ангара». К сожалению, с материально-ресурсной точки зрения мы находимся в не самой лучшей позиции, тем не менее, я уверен, что российским конструкторам и инженерам удастся достойно соперничать с конкурентами, сохраняя за страной статус одной из первых мировых космических держав.



Комментарии
{**}