Бензин продолжит дорожать

27 ноября 2014, 13:49 1250

заправочная станция

В течение 2014 года российские потребители наблюдали тенденцию, которая кажется парадоксальной простому обывателю: рост цен на бензин в условиях снижения нефтяных котировок на мировом рынке. Однако чиновники, эксперты и аналитики утверждают, что на деле особой связи между ценами на сырую нефть и продукты её перегонки не существует.

Основное же влияние на цены на автозаправках оказывают такие факторы, как стоимость национальной валюты, а также особенности налоговой системы для рынков сырой нефти и топлива. Что касается последней, то в ней происходят изменения, которые лишь подтолкнут в ближайшем будущем цены на автозаправках вверх.

Налоговый маневр

повышение акцизов на бензинВо вторник Владимир Путин подписал принятый ранее Госдумой закон о так называемом «налоговом манёвре» – механизме адаптации налоговой системы российской топливно-сырьевой отрасли к реалиям создающегося Евразийского экономического союза. «Манёвр» призван унифицировать экспортные пошлины для российских нефтяных компаний с соответствующими показателями Белоруссии и Казахстана, что означает поэтапное снижение пошлин в 1,7 раза на сырую нефть и в 1,7-5 раз – на нефтепродукты в зависимости от их вида. Одновременно со снижением пошлин с целью компенсировать бюджетные потери предполагается повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых: на нефть – в 1,7 раза и на газовый конденсат – в 6,5 раза.

Кроме того, закон предусматривает повышение государственных акцизов на бензин марки Евро-5 – в 2015 году размер ставки будет повышен с 4,2 тыс. руб., до 5,53 тыс. руб. за тонну. Доходы от повышения акцизов планируется перераспределить в региональные дорожные фонды. Что касается их влияния на цены на бензин, то, как предполагают аналитики, повышение акцизов увеличит ценник приблизительно на один рубль за литр.

Повышение налогов отразится на рыночной цене

повышение цен на безниМинфин рассчитывает, что повышение акцизов позволит привлечь в бюджет прибавку в бюджет 90 млрд. рублей в 2015 году, а с 2017 года эти доходы могут достичь уже 200 млрд. рублей.

По оценкам аналитиков, в том случае, если производители нефтепродуктов заложат рост акцизов в розничную цену, стоимость бензина может вырасти с 2015 года 14-15% с учетом инфляции, то есть составить уже 45-50 рублей за литр в следующем году.

Для топливных компаний «манёвр» будет означать увеличение выгод от продаж сырой нефти за рубеж и сокращение прибыльности нефтепереработки. Для потребителей – рост цен на топливо. В начале недели вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что ориентировочный рост цен на бензин в будущем году в связи с принятием закона составляет 10%.

Принятый закон встречает критику даже среди российских парламентариев. Так, депутат Оксана Дмитриева заявила, что «налоговый манёвр» будет означать дополнительное налоговое бремя в 800 млрд. рублей для населения, что подорвёт конкурентоспособность отечественного производителя.

Экспертный взгляд

мнение Аркадия ДворковичаО том, почему цены на бензин растут, хотя нефть дешевеет, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Дмитрий Мальцев, аналитик Центра энергетических исследований:

По моему мнению, в основе парадокса роста цен на бензин в условиях падения нефтяных котировок лежит высокая степень монополизации российского нефтяного рынка, которая негативно сказывается на стремлении производителей снижать цены. В нашей стране четыре крупнейших нефтяных компании контролируют три четверти рынка, поэтому абсолютно определяют цены на топливо на внутреннем рынке. Причём нефтедобычей и нефтепереработкой занимаются, фактически, одни и те же компании. Нефтяные компании кредитуются на зарубежных рынках, то есть берут кредиты в долларах. Соответственно, отдавать их приходится также в американской валюте. В условиях, когда курс рубля к доллару бьёт исторические минимумы, а цены на сырую нефть на мировом рынке также минимальны (что напрямую влияет на количество получаемого дохода в долларах от экспорта), компании, фактически, закладывают собственное кредитное бремя в цены на бензин.

Подписанный на днях Путиным закон о «налоговом манёвре» только повышает потенциал цен на топливо к росту. Увеличение налога на добычу нефти при снижении экспортных пошлин практически наверняка означает, что нефтяные компании захотят переложить все возникшие издержки на потребителя, поэтому, на мой взгляд, вполне можно ожидать 20-30% роста на топливо на внутреннем рынке до конца 2015 года. Причём, принимая в расчёт тот факт, что рост цен на топливо – традиционный драйвер роста общего уровня цен, российскую экономику ожидает непростой год.



Комментарии
{**}