Эксплуатацию старых автомобилей хотят запретить

12 сентября 2014, 14:11 6829

Запрет старых авто
Минпромторг разрабатывает проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», направленные на ограничение максимального срока эксплуатации автомобилей. Как считают в министерстве, подавляющее большинство транспортных средств в РФ эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, что приводит к росту аварий, нарушению экологии и гибели людей.
 

 

Повышенная аварийность

В пояснительной записке к опубликованному на сайте ведомства законопроекту сказано, что большинство автомобилей в России эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Следствием этого является их низкая техническая надежность – по мере роста пробега усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4–2,5 раза. По данным Минпромторга, на сегодняшний день в России парк легких коммерческих автомобилей типа «Газели» возрастом старше восьми лет составляет 64% от всего количества этого вида транспорта, доля средних грузовиков возрастом более 10 лет – 52%, больших грузовиков – 76%, автобусов – 57%.  

Причина аварий - износДанный факт, как констатируют в Министерстве, повышает вероятность внезапных поломок и последующих аварий и ДТП. Кроме того, в силу моральной и физической старости такие машины не соответствуют нормам пассивной, активной и экологической безопасности. «Аварийность наносит огромный материальный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети», – говорится в пояснении. По данным Минпромторга, в результате ДТП в России ежегодно погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.

 

Нарушение конституционных прав?



«Если такая практика будет внедрена, то она вступит в противоречие с 35-й статьей
Конституции РФ, в которой говорится о праве граждан на свободное пользование и распоряжение своим имуществом, — приводят «Известия» комментарий президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина. — Было бы понятно, если бы предложили ограничение по техническим данным, например, если машина разваливается на глазах, загрязняет воздух. А показатель возраста не объективен. Хороший десятилетний Mercedes по качеству будет лучше новой «Лады Калины».

«Необходимо расширять программу и не ограничивать ее только автомобилями. Бесконечное продление сроков эксплуатации, например, подвижного железнодорожного состава также создает очень серьезные угрозы, поэтому необходимо и для такого типа транспорта ввести предельные сроки эксплуатации, – считает Владимир Гутенев, первый зампред комитета Госдумы по промышленности. – Если рассматривать вопрос в «автомобильной» плоскости, то имеет смысл вводить ограничения на грузовой транспорт, поскольку длительная эксплуатация грузовиков, помимо повышенной аварийности, приводит к повышению цен на перевозку грузов».

 

Европейский опыт

Опыт Европы
В настоящее время в Европе существуют похожие ограничения, однако там вывод из эксплуатации транспорта осуществляется не за счет принудительных мер, а за счет косвенного воздействия экономического и организационного плана на автовладельцев. Так, поскольку возраст авто прямо связан с уровнем загрязнения атмосферы, в Европе установлены дифференцированные налоги, сборы и иные платежи по принципу «больше загрязняешь – больше платишь». В результате эксплуатировать старые автомобили, особенно грузовые, становится невыгодно.

Эксперты отмечают, что косвенным следствием принятия закона станет, помимо прочего, стимулирование производства автомобильной техники в РФ, что также увеличит дополнительные доходы бюджетов различных уровней от налогов и сборов.

 

Мнение независимого эксперта

Андрей Кавешников, независимый эксперт по автомобильному рынку, рассказал корреспонденту «Деловых Новостей», что считает логику предложенного законопроекта неясной:

То, что неисправная техника на дорогах увеличивает риски – это действительно так, но мне данный шаг видится, в первую очередь, следствием лоббистских усилий российских автопроизводителей и стремлением Минпромторга поддержать падающий авторынок. В этом ключе выдержан и ранее одобренный и уже реализуемый проект программы утилизации, на которую было выделено 10 млрд. бюджетных рублей. В то же время не очень ясна логика авторов законопроекта – непонятно, почему возраст автомобиля и его техническое состояние ставятся в прямую зависимость. Скажем, как в случае принятия закона быть с ретроавтомобилями? Восстановленные коллекционерами, машины возрастом в 70-80 лет находятся в гораздо лучшем состоянии, чем, условно, раздолбанная пятнадцатилетняя «девятка». А непосредственно состояние технических средств и так находится под государственным контролем через систему обязательного прохождения гостехосмотров. 

 




Комментарии
{**}